Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
на проект федерального закона N 906916-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в части урегулирования отдельных вопросов, связанных с предоставлением жилищных субсидий)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рассмотрел проект федерального закона N 906916-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", внесенный Правительством Российской Федерации.
Действующей редакцией Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон) установлено право на получение жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений и определены условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Представленный к рассмотрению законопроект разработан с целью урегулирования отдельных вопросов, связанных с предоставлением жилищных субсидий гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Правительство Российской Федерации предлагает внести изменение в часть вторую статьи 2, устанавливающей очередность предоставления жилищных субсидий. В соответствии с Федеральным законом в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности).
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию граждан). В соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95, инвалидность 1 группы устанавливается на 2 года, 2 и 3 групп - на один год. Практика реализации Федерального закона показывает, что условия, на основании которых граждане были поставлены на учет для предоставления жилищных субсидий, могут меняться.
Законопроектом предлагается установить, что при повторном возникновении права гражданина на переход в другую категорию очередности, в которой он уже состоял ранее, постановка на учет будет осуществляться исходя из первоначальной очередности в данной категории.
Также законопроектом вносятся изменения в статью 6 Федерального закона. Внесение данных изменений обусловлено, как отмечено в пояснительной записке, необходимостью установления единой правоприменительной практики в случае отчуждения жилых помещений. Законопроектом предлагается установить, что соответствующее уменьшение размера предоставляемой жилищной субсидии осуществляется в случае, если после постановки гражданина на учет этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение жилых помещений в течение 5 лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата. Внесение данного изменения, по мнению Правительства Российской Федерации, позволит устранить неоднозначное толкование в правоприменительной практике положений части четвертой стать 6 Федерального закона, в том числе и при рассмотрении в судебных инстанциях.
Также законопроектом вносится изменение в статью 8 Федерального закона в части распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на жилищные субсидии. Действующей редакцией статьи 8 определено, что распределение жилищных субсидий по субъектам Российской Федерации осуществляется в соответствии с методикой, разработанной Правительством Российской Федерации, и утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Как отмечено в пояснительной записке, данная норма не позволяет при необходимости оперативно перераспределить средства федерального бюджета на жилищные субсидии между субъектами Российской Федерации, в том числе оставшиеся у субъекта Российской Федерации средства, недостаточные для предоставления жилищной субсидии гражданину, состоящему первым на учете. Законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению распределения жилищных субсидий между субъектами Российской Федерации.
На законопроект поступил 31 отзыв от законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и 47 отзывов от высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Все отзывы положительные. Вместе с тем, в отзыве Правительства Республики Коми высказывается предложение по доработке рассматриваемого законопроекта, которое не имеет концептуального характера. Правительством Республики Коми предлагается дополнить законопроект положением о внесении изменений в статью 9 в части недопущения приобретения гражданами, воспользовавшимися правом на жилищные субсидии, жилых помещений в населенных пунктах, расположенных в границах муниципального образования городского округа (муниципального района), в котором указанные граждане проживают на момент предоставления им указанной меры государственной поддержки.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении сообщает, что концептуальных замечаний правового характера по проекту федерального закона не имеет. Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке. Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации правовых замечаний принципиального характера не имеет.
На законопроект также поступило заключение Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, который поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока поддерживает проект федерального закона N 906916-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.