Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 983636-6 "О внесении изменений в статьи 1 и 2 Федерального закона "Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон "О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя", внесенному членами Совета Федерации Е.В. Бушминым, Н.А. Журавлевым, С.Н. Рябухиным, А.Н. Соболевым, О.Л. Тимофеевой
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона (далее - проект) вносятся изменения в Федеральный закон от 30 декабря 2015 года N 422-ФЗ "Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон "О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон N 422-ФЗ), согласно которым расширяются возможности автономной некоммерческой организации "Фонд защиты вкладчиков" (далее - Фонд) по реструктуризации задолженности заемщика.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 проекта статья 1 Федерального закона N 422-ФЗ дополняется частью 8.1 о праве заемщика направить в Фонд письменное уведомление об отказе от взаимодействия с лицами, имеющими право требовать погашения задолженности, и о готовности урегулирования разногласий с такими лицами в порядке, установленном статьей 2 Федерального закона N 422-ФЗ. При этом указанное право может быть реализовано до предъявления к заемщику требования о погашении задолженности. В этой связи требует уточнения возможность реализации рассматриваемого права, учитывая, что до предъявления требования какие-либо разногласия возникнуть не могут. Кроме того, реализация указанного проектируемого положения нуждается в обсуждении в части наличия или получения заемщиком информации о лицах, имеющих право на предъявление требования. В этом случае неясным является механизм и возможность предоставления таким лицам, например, персональных данных заемщика в целях урегулирования задолженности. При этом, возможно, имеются в виду цели погашения такой задолженности, а не цели ее урегулирования.
На основании проектируемого пункта 8.2 статьи 1 Федерального закона N 422-ФЗ Фонд доводит полученную от заемщика информацию об отказе от взаимодействия до лица, имеющего право требовать погашения задолженности. При этом Фонд сообщает указанному лицу о его обязанности обратиться в Фонд с заявлением об урегулировании разногласий. В этом случае обращаем внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 422-ФЗ уже установлена обязанность лица, имеющего право требовать погашения задолженности, обратиться с заявлением об урегулировании разногласий в Фонд. В этой связи требует уточнения соотношение выполнения рассматриваемой обязанности в рамках уже действующих норм и выполнения такой обязанности в случае поступления в Фонд соответствующего заявления на основании проектируемых положений.
В дополнительном обосновании, по нашему мнению, нуждается положение новой редакции части 12 статьи 1 Федерального закона N 422-ФЗ, в соответствии с которым Фонд выдает документ, подтверждающий полномочие определенного физического лица осуществлять от имени юридического лица, имеющего право требовать погашения задолженности, взаимодействие с заемщиком. В то же время из положений главы 10 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что для наделения поверенного полномочиями достаточно выдать ему доверенность.
В новой части 6 статьи 2 Федерального закона N 422-ФЗ требует уточнения редакция "о реструктуризации задолженности (в том числе рассрочки и (или) отсрочки погашения задолженности)". Обращаем внимание, что реструктуризация по своей сути является разновидностью рассрочки, отсрочки задолженности. С учетом этого рекомендуется рассмотреть вопрос о замене указанного положения проекта редакцией "о предоставлении рассрочки, отсрочки погашения задолженности в порядке реструктуризации". Кроме того, нуждается в уточнении, что включается в используемое понятие "реструктуризация задолженности" (рассрочка, отсрочка либо также списание штрафных санкций, прощение части долга).
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.