Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности от 16 февраля 2016 г. N 3.9-112/5
по проекту федерального закона N 891088-6 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в части установления оснований для расторжения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности), внесенному Саратовской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рассмотрел проект федерального закона N 891088-6 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и отмечает следующее.
В соответствии с действующей редакцией статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" заключенный для целей строительства, реконструкции объекта недвижимости договор аренды земельного участка, расположенного в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, может быть расторгнут в одностороннем порядке соответствующим органом государственной власти при наличии существенного нарушения арендатором условий такого договора и (или) существенного изменения обстоятельств, из которых исходили стороны договора при его заключении.
Законопроектом предусматривается распространить указанную законодательную норму на всю территорию Российской Федерации.
По мнению Комитета по вопросам собственности, упомянутые полномочия органов государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга являются исключением из общих норм статей 431.1, 450, 450.1, 451 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих обязательность выполнения условий гражданско-правовых договоров и регулирующих отношения по их прекращению и расторжению. Данное исключение обусловлено спецификой городов Москвы и Санкт-Петербурга, связанной с высокой плотностью населения и застройки, а также наличием большого количества транспортных и иных инфраструктурных объектов. Такие полномочия позволяют принимать оперативные решения по развитию территории и ограничить временные неудобства граждан, вызванные затяжными сроками строительства.
Комитет полагает, что распространение указанных законодательных норм на всю территорию Российской Федерации является необоснованным нарушением прав арендаторов земельных участков и считает необходимым сохранить судебный порядок расторжения договор, стороны которого не достигли согласия об условиях расторжения.
С учетом вышеизложенного, Комитет по вопросам собственности рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 891088-6 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.