Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 891088-6 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в части установления оснований для расторжения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности) - внесен Саратовской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 891088-6 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в части установления оснований для расторжения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности), внесенный Саратовской областной Думой (далее - законопроект), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 22 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" устанавливаются особые основания и порядок расторжения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, которые применяются в связи с неисполнением арендаторами таких земельных участков обязанности по строительству, реконструкции объектов капитального строительства.
При этом ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни другими федеральными законами для прочих субъектов Российской Федерации аналогичные условия не устанавливаются.
Законопроектом предлагается распространить вышеуказанные особые условия и порядок расторжения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на всю территорию Российской Федерации.
Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на соблюдение принципа равенства участников договорных отношений, который должен соблюдаться независимо от нахождения земельных участков, а также на соблюдение прав и законных интересов органов местного самоуправления и органов государственной власти, которые являются арендодателями земельных участков, предоставленных для строительства и реконструкции объектов недвижимого имущества.
Комитет считает необходимым обратить внимание на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, высказанную в определении от 6 октября 2015 года N 2317-О, в соответствии с которой регулирование отношений по использованию земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, тесно связано с решениями, принимаемыми органами публичной власти в градостроительной сфере, в частности при осуществлении ими полномочий по комплексному социально-экономическому развитию территорий. Данные отношения в конечном счете имеют целью обеспечение прав граждан на благоприятные условия жизни, на транспортную доступность и удобство расположения образовательных, медицинских учреждений, организаций торговли, культуры, физкультурно-спортивных организаций и т.п., т.е. прав, если непосредственно в Конституции Российской Федерации и не названных, то предопределенных такими закрепленными в ней в качестве элементов конституционно-правового статуса личности правами, как право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41, часть 1), право на благоприятную окружающую среду (статья 42) и ряд других.
Также Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что в городах-мегаполисах, принимая во внимание значительное число жителей и наличие объективных логистических и инфраструктурных проблем, особое значение приобретают вопросы комплексного, планового и оперативного освоения земельных участков, включая согласование сроков и этапов строительства вновь возводимых и реконструируемых объектов недвижимого имущества, чтобы в процессе развития территории была сохранена комфортная среда для проживания граждан и деятельности юридических лиц, а возможные неудобства, связанные с осуществлением строительства, были ограничены минимальными временными пределами.
Таким образом, установление на основании федерального закона особенностей регулирования земельных правоотношений именно применительно к территории субъектов Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, не противоречит Конституции Российской Федерации.
По мнению Комитета, следует учитывать, что в Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 3 декабря 2015 года, Президентом Российской Федерации было отмечено, что строительство наряду с другими отраслями оказалось в зоне риска, в связи с чем для этих отраслей необходимо предложить специальные программы поддержки.
В этой связи в настоящее время, по мнению Комитета, положения законодательства Российской Федерации, а также планируемые изменения должны быть направлены прежде всего на поддержку строительной отрасли, в том числе на завершение ранее начатых строительных проектов, а не на ужесточение условий их реализации, что предусматривается законопроектом.
На основании вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству не поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.