Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 9 февраля 2016 г. N 3.1-05/392
по Федеральному конституционному закону "О внесении изменений в статью 43.4 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и статью 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации",
одобренному Государственной Думой 26 января 2016 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный конституционный закон "О внесении изменений в статью 43.4 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и статью 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации", отмечает следующее.
Проект названного Федерального конституционного закона внесен в Государственную Думу 2 октября 2015 года Правительством Российской Федерации и одобрен 17 ноября 2015 года в первом чтении, 22 января 2016 года - во втором чтении, 26 января 2016 года - в третьем чтении.
Федеральным конституционным законом пункт 1 статьи 43.4 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" дополняется подпунктом 1.1, согласно которому Суд по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции рассматривает дела об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.
Кроме того, Федеральным конституционным законом дополняется часть 4 статьи 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" новым пунктом 1.1, устанавливающим, что Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31 марта 2015 г. N 6-П положение пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" признано не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой данное положение по смыслу, приданному ему судебным толкованием, в системе действующего правового регулирования не допускает разрешение судом административных дел об оспаривании таких актов Федеральной налоговой службы, которые не соответствуют формальным требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, по форме, субъекту и порядку принятия, регистрации и опубликования, но при этом содержат обязательное для всех налоговых органов разъяснение (нормативное толкование) налоговых законоположений, которое может противоречить их действительному смыслу и тем самым нарушать права налогоплательщиков.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на установление особенностей судебного рассмотрения дел об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, в том числе актов Федеральной налоговой службы, содержащих разъяснения налогового законодательства, которые формально не являются нормативными правовыми актами, но фактически обладают нормативными свойствами.
Следует согласиться с необходимостью реализации в федеральном законодательстве правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 31 марта 2015 г. N 6-П.
При этом необходимо отметить, что у Комитета был целый ряд замечаний при рассмотрении внесенного законопроекта до принятия его Государственной Думой в первом чтении. Так, Комитет отмечал, что предложенная формулировка не отвечает критерию формальной определенности и излишне расширяет рамки судейского усмотрения по определению того, обладает ли тот или иной правовой акт нормативными свойствами.
Отмечаем, что частично замечания Комитета были учтены при доработке законопроекта ко второму чтению.
Вместе с тем полагаем необходимым осуществлять мониторинг правоприменительной практики одобренного Федерального конституционного закона с целю выявления необходимости законодательного уточнения критериев, которыми должны обладать акты федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствам, а также с целью выявления изменения нагрузки на Верховный Суд Российской Федерации в связи с одобрением рассматриваемого Федерального конституционного закона.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном конституционном законе не выявлено.
Федеральный конституционный закон соответствует Конституции Российской Федерации, согласуется с системой федерального законодательства и подлежит рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со статьей 108 Конституции Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный конституционный закон "О внесении изменений в статью 43.4 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и статью 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.