Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 60052-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" в части совершенствования деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ведения горных работ"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" в части совершенствования деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ведения горных работ" (далее - законопроект) разработан в соответствии с протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 4 апреля 2016 г. N ДМ-П9-24пр и поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозина от 21 апреля 2016 г. N РД-П4-2402.
Изменения в Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" обусловлены возникшей правовой неопределенностью в регулировании правоотношений, связанных с определением полномочий федеральных органов исполнительной власти в данной сфере, а также формальным характером имеющихся инструментов государственного контроля, что повлекло за собой стихийное развитие негосударственных горноспасательных формирований и создает предпосылки для формального отношения к обеспечению безопасности на ряде предприятий горнодобывающей отрасли. Указанные обстоятельства сужают возможности гарантированной высококвалифицированной помощи работникам горнодобывающих предприятий.
Предлагаемые законопроектом изменения направлены на уточнение исключительных полномочий государственных органов по созданию профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ведения горноспасательных работ (далее - ПАСС(Ф), и закрепление данных полномочий за Правительством Российской Федерации по представлению МЧС России, а также установление Правительством Российской Федерации единых требований к качественным и количественным параметрам данных ПАСС(Ф), соблюдение которых обеспечивает фактическую готовность к ликвидации аварий на объектах ведения горных работ и общих параметров горноспасательного обслуживания, а также порядка расчета стоимости обслуживания ПАСС(Ф) объектов ведения горных работ.
В целях реализации предусмотренного статьей 10 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" механизма регистрации аварийно-спасательных служб предлагается наделить МЧС России полномочиями по установлению порядка регистрации аварийно-спасательных служб (формирований).
Также законопроектом предусмотрена передача территориальным органам МЧС России функций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию создания организациями ПАСС(Ф), так как указанные ПАСС(Ф) входят в функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, подконтрольные МЧС России и его территориальным подразделениям (пункты 10, 15 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794).
Предусмотренные законопроектом изменения повлекут за собой разработку нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и МЧС России, согласно перечню нормативных правовых актов Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с законопроектом.
Кроме того, планируется внести изменения: в Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" в части наделения МЧС России полномочиями по контролю (надзору) за деятельностью профессиональных горноспасательных служб; в Положение о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091, в части возложения на комиссии по аттестации ПАСС(Ф), спасателей и граждан, образуемые в установленном порядке МЧС России, полномочий по аттестации ПАСС(Ф) на право ведения горноспасательных работ.
Данные меры позволят установить государственные стандарты горноспасательного обслуживания объектов ведения горных работ, сформировать единый центр управления и контроля в данной сфере и устранить правовой вакуум в вопросах обеспечения готовности к ликвидации аварий на горнодобывающих предприятиях.
Принятие и внедрение соответствующих документов повлекут необходимость установления переходного периода и (или) отсрочки введения предлагаемого регулирования в течение 6 месяцев с момента принятия законопроекта. Перенесение срока вступления в силу настоящего положения законопроекта на более позднее время позволит привести в соответствие с ним ряд законов субъектов Российской Федерации, даст возможность территориальным органам МЧС России более тщательной подготовки к осуществлению на практике данных полномочий, избежать негативных социально-политических последствий и не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
В рамках проведенного публичного обсуждения и согласования законопроект поддержали без замечаний 28 федеральных органов исполнительной власти, 74 (87%) высших исполнительных органа государственной власти субъектов Российской Федерации и 1 общественная организация, с уточняющими предложениями 4 органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Сводка предложений по итогам публичного обсуждения законопроекта размещена на официальном сайте regulation.gov.ru в сети "Интернет".
Законопроект и в целом предлагаемые МЧС России меры нормативного регулирования в данной сфере поддержаны Комитетом по промышленной безопасности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по итогам состоявшегося 18 февраля 2016 г. "круглого стола" с участием всех заинтересованных сторон и Российским союзом промышленников и предпринимателей.
Для оценки регулирующего воздействия и проведения публичного обсуждения законопроект был размещен на официальном сайте regulation.gov.ru в сети "Интернет" с 12 февраля по 14 марта 2015 г. Все предложения, поступившие в установленный срок по результатам публичного обсуждения, рассмотрены с соблюдением процедур, установленных Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318.
В целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы законопроект был размещен на официальном сайте regulation.gov.ru в сети "Интернет" с 5 по 16 августа 2016 г. В течение установленного срока (7 рабочих дней) в отношении законопроекта заключений не поступало.
Получено заключение Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия по законопроекту от 2 сентября 2016 г. N 26642-АВ/Д26и, в соответствии с которым, при учете замечаний и предложений в законопроекте, положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, не выявлены.
По итогам согласительного совещания законопроект согласован без замечаний (письмо Минэкономразвития России от 12 сентября 2016 г. N 27384-СШ/Д26и).
На законопроект получено положительное заключение Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
По заключению Министерства юстиции Российской Федерации по результатам проведения правовой и антикоррупционной экспертиз в представленном законопроекте коррупциогенные факторы не выявлены.
Социально-экономические последствия предлагаемых изменений направлены на обеспечение безопасности работ, предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций к локализации и ликвидации последствий аварий.
Положения законопроекта не противоречат Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Осуществление мероприятий по реализации указанного федерального закона не относится к сфере реализации каких-либо государственных программ Российской Федерации и не влияет на достижение их целей, будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на выполнение соответствующих задач федеральными органами исполнительной власти, и не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Вносимый на рассмотрение законопроект подготовлен с учетом замечаний заинтересованных федеральных органов исполнительной власти юридико-технического и редакционно-лингвистического характера, не содержит концептуальных изменений и не требует направления на повторное согласование заинтересованным федеральным органам исполнительной власти.
На рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, аналогичных по своему содержанию представленному законопроекту, не находится.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" в части совершенствования деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ведения горных работ"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" в части совершенствования деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ведения горных работ" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" в части совершенствования деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ведения горных работ"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" в части совершенствования деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ведения горных работ" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" в части совершенствования деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ведения горных работ"
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости их подготовки |
Примерный срок подготовки |
Краткое описание каждого акта (цель, предмет и содержание правового регулирования) |
Сведения о федеральных органах исполнительной власти либо организациях - головном исполнителе и соисполнителях по разработке проектов указанных актов |
1. |
Постановления Правительства Российской Федерации об утверждении требований к составу, структуре, комплектованию, оснащенности, постоянной готовности, порядку осуществления деятельности выполняющими горноспасательные работы профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями, условий размещения и несения дежурства спасателями, входящими в состав данных служб (формирований), а также порядка расчета стоимости обслуживания данными службами (формированиями) объектов ведения горных работ. |
Подлежат принятию ввиду необходимости утверждения требований законодательства, предусмотренных статьей 11 Федерального закона 151-ФЗ. |
Шесть месяцев со дня вступления в силу Федерального закона. |
Установление требований, а также порядка расчета стоимости обслуживания данными службами (формированиями) объектов ведения горных работ, предусмотренных статьей 11 Федерального закона 151-ФЗ |
МЧС России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. |
2. |
Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091". |
Подлежит изменению, в части приведения в соответствие обязательных требований, предъявляемых к ПАСС(Ф) при аттестации на право ведения горноспасательных работ. |
Шесть месяцев со дня вступления в силу Федерального закона. |
Приведение в соответствие с нормами, устанавливающими обязательные требования, предъявляемых к ПАСС(Ф) при аттестации на право ведения горноспасательных работ. |
МЧС России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. |
3. |
Приказ МЧС России "Об утверждении Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по согласованию создания профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований". |
Подлежит принятию ввиду отсутствия упорядоченного механизма согласования создания ПАСС(Ф) в организациях, предусмотренных пунктом 2 статьи 7 Федерального закона 151-ФЗ. |
Шесть месяцев со дня вступления в силу Федерального закона. |
Направлен на определение процедуры согласования создания ПАСС(Ф) в целях реализации пункта 2 статьи 7 Федерального закона 151-ФЗ. |
МЧС России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. |
4. |
Приказ МЧС России "Об утверждении порядка регистрации аварийно-спасательных служб (формирований)". |
Подлежит принятию ввиду отсутствия упорядоченного механизма регистрации ПАСС(Ф). |
Шесть месяцев со дня вступления в силу Федерального закона. |
Направлен на установление механизма регистрации аварийно-спасательных служб (формирований), в целях эффективной реализации статьи 10 Федерального закона 151-ФЗ. |
МЧС России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.