Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 58992-7 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики в отношении проекта газопровода "Турецкий поток"
Досье на проект федерального закона
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики в отношении проекта газопровода "Турецкий поток" подписано в г. Стамбуле 10 октября 2016 г. (далее - Соглашение) на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 7 октября 2016 г. N 2121-р.
Целью Соглашения является создание благоприятной, прозрачной и стабильной нормативно-правовой базы, включая налоговый и таможенный режимы, для проектирования, строительства и эксплуатации газопроводной системы, создаваемой для осуществления поставок российского газа в Турецкую Республику, а также для транзитной транспортировки российского газа через Турецкую Республику в сопредельные с Турецкой Республикой государства.
Уполномоченными органами Сторон по реализации Соглашения являются Министерство энергетики Российской Федерации и Министерство энергетики и природных ресурсов Турецкой Республики.
Уполномоченными организациями Сторон, ответственными за реализацию Соглашения, являются ПАО "Газпром" с Российской Стороны, и компания "БОТАШ" - с Турецкой Стороны.
Соглашение регулирует вопросы проектирования, строительства и эксплуатации двух морских и двух сухопутных участков газопровода "Турецкий поток".
Газопроводная система пройдет через акваторию Черного моря из Российской Федерации (от компрессорной станции "Русская" в Краснодарском крае) до приемного терминала на побережье Турецкой Республики и будет состоять из двух ниток общей максимальной технической проектной производительностью 31,5 млрд. куб. м газа в год, 15,75 млрд. куб. м газа в год каждая. Ввод в эксплуатацию мощностей обеих ниток газопровода планируется до 30 декабря 2019 г. Протяженность морского участка проекта составит около 920 км, транзитного сухопутного - около 200 км.
Соглашение содержит иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В частности, статьей 9 Соглашения предусматривается освобождение от уплаты налогов на добавленную стоимость и на прибыль, а также таможенных сборов. Кроме того, Соглашение содержит арбитражную оговорку, которая противоречит нормам арбитражного процессуального законодательства. Согласно статье 247 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды в Российской Федерации рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
На основании этого в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" Соглашение подлежит ратификации.
Законопроект и Соглашение не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иных международных договоров, участником которых является Российская Федерация.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики по проекту газопровода "Турецкий поток"
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики по проекту газопровода "Турецкий поток" (далее - Соглашение) подписано в г. Стамбуле 10 октября 2016 г. Целесообразность реализации проекта газопровода "Турецкий поток" (далее - проект) и подписания Соглашения обусловлена следующими причинами:
- сокращение транзитных рисков и обеспечение выполнения ПАО "Газпром" контрактных обязательств по поставкам газа в Турцию и страны ЕС после 2019 года;
- надежные и бесперебойные поставки российского газа по газопроводу "Турецкой поток" позволят обеспечить ежегодные поступления в бюджет Российской Федерации экспортных пошлин в размере около 750 млн. долларов США только в отношении первой нитки газопровода, предназначенной для поставок газа турецким покупателям. В случае реализации второй нитки и в зависимости от перечня стран, покупатели газа из которых будут получать газ, идущий транзитом через Турцию из второй нитки, сопоставимые поступления в бюджет Российской Федерации могут быть обеспечены за счет экспортных пошлин по поставкам по второй нитке.
Соглашением предусматривается, что в целях его реализации не подлежит налогообложению в государствах Сторон деятельность компании по морскому участку, осуществляемая в исключительных экономических зонах государств Сторон и на континентальных шельфах государств Сторон в Черном море, кроме того, компания по морскому участку и компания по сухопутному участку 2 освобождается от уплаты налога на имущество (недвижимость) и иных аналогичных налогов в государствах Сторон в отношении имущества, созданного и (или) приобретенного для реализации проекта, за исключением сухопутного участка 1.
Соглашение также устанавливает, что Стороны не применяют налоги, таможенные пошлины и сборы, а также иные аналогичные платежи в отношении транспортных и технических средств (включая суда), труб, любых других предметов материально-технического назначения (включая оборудование, комплектующие, запасные части), перемещаемых (используемых) для осуществления проекта в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах государств Сторон в Черном море.
Каждая из Сторон в соответствии с законодательством своего государства и применимыми международными соглашениями обеспечивает прохождение согласительных процедур по вышеуказанному освобождению, если такое согласование необходимо, а также по порядку предоставления таможенных льгот.
Соглашение, в частности, предполагает неприменение налогов, таможенных пошлин и сборов, а также иных аналогичных платежей в отношении транспортных и технических средств (включая суда), труб, любых других предметов материально-технического назначения (включая оборудование, комплектующие, запасные части), перемещаемых (используемых) для осуществления проекта в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах государств Сторон в Черном море.
Инвестиции, необходимые для реализации проекта в двухниточном исполнении, включая затраты, понесенные ранее в рамках реализации морского участка проекта "Южный поток", составляют около 7 млрд. евро.
Проектирование, строительство и эксплуатацию морского участка газотранспортной системы реализует компания со 100%-ным российским участием. Реализацией сухопутного участка газопровода, создаваемого для соединения первой нитки морского участка с действующей газотранспортной системой Турецкой Республики, будет заниматься компания со 100%-ным турецким участием. Для реализации сухопутного участка газопровода, создаваемого для транзита газа через территорию Турции, будет создана компания с 50%-ным участием Российской Стороны и 50%-ным участием Турецкой Стороны. Расходы, связанные с осуществлением проекта, участники компаний несут пропорционально принадлежащим им долям в уставном капитале проектных компаний.
Реализация Соглашения не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета Российской Федерации.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики по проекту газопровода "Турецкий поток"
Принятие федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики по проекту газопровода "Турецкий поток" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики по проекту газопровода "Турецкий поток"
Принятие федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики по проекту газопровода "Турецкий поток" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.