Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 954664-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(в части установления условий по принятию решений о реорганизации и ликвидации медицинских организаций),
внесенный депутатами Государственной Думы Н.Ф. Герасименко, О.А. Куликовым, С.И. Фургалом, С.Б. Дорофеевым, Л.А. Огулем, В.Ю. Максимовым, С.Ш. Мурзабаевой, Е.Ю. Ушаковой, Р.Х. Натхо, Н.И. Васильевым, Р.С. Ильясовым, Н.В. Школкиной, Е.А. Митиной, В.В. Гутеневым, А.П. Петровым, Н.В. Герасимовой, Л.Г. Фечиной, Р.А. Шлегель, А.С. Прокопьевым, О.Г. Борзовой, Т.О. Алексеевой, И.М. Гусевой, Е.И. Кузьмичевой, членом Совета Федерации С.В. Калашниковым, Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 15 февраля 2016 г. (протокол N 282, пункт 127) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 954664-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части установления условий по принятию решений о реорганизации и ликвидации медицинских организаций), внесенный депутатами Государственной Думы Н.Ф. Герасименко, О.А. Куликовым, С.И. Фургалом, С.Б. Дорофеевым, Л.А. Огулем, В.Ю. Максимовым, С.Ш. Мурзабаевой, Е.Ю. Ушаковой, Р.Х. Натхо, Н.И. Васильевым, Р.С. Ильясовым, Н.В. Школкиной, Е.А. Митиной, В.В. Гутеневым, А.П. Петровым, Н.В. Герасимовой, Л.Г. Фечиной, Р.А. Шлегель, А.С. Прокопьевым, О.Г. Борзовой, Т.О. Алексеевой, И.М. Гусевой, Е.И. Кузьмичевой, членом Совета Федерации С.В. Калашниковым, Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Законопроектом предлагается внести изменение в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ) и дополнить его новой статьей 29.1, определяющей порядок реорганизации и ликвидации медицинских организаций.
В связи с данной законодательной инициативой в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
Частью 2 проектируемой статьи 29.1 устанавливается, что принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной медицинской организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения. При этом порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации медицинской организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной медицинской организации, включая критерии этой оценки (по видам данных медицинских организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 4 проектируемой статьи 29.1).
Следует отметить, что в соответствии с положениями подпунктов 21 и 21.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; а также организации оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством субъекта Российской Федерации для определенных категорий граждан. Содержание указанных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья определено статьей 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 15 и пункту 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов относится создание условий для оказания медицинской помощи населению на соответствующих территориях (за исключением территорий, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Полномочия органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по решению указанных вопросов местного значения определены отраслевым федеральным законом - Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ. К таковым, в частности, относятся создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, и обеспечение организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий в соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ (пункты 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
При этом согласно части 4 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ муниципальную систему здравоохранения составляют как органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, так и подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.
Тем самым, по мнению Комитета, проектируемое изменение соотносится с действующими положениями Федеральных законов от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ и от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ и возражений не вызывает.
Вместе с тем, по мнению Комитета, ряд положений законопроекта требует дополнительного обсуждения и соответствующей корректировки.
Прежде всего, следует отметить, что в проектируемой новой статье 29.1 применяется терминология, которая не соответствует терминологии, используемой как в самом Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ, так и в иных законодательных актах Российской Федерации ("государственные и муниципальные медицинские организации"). В указанном Федеральном законе применяется термин "медицинские организации государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения".
При этом необходимо учитывать, что обеспечение организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов только в случае передачи соответствующих полномочий от органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ (пункт 2 статьи 17 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ). И только в этом случае оказание медицинской помощи гражданам осуществляется медицинскими организациями муниципальной системы здравоохранения, что скорее является исключением. Тем самым, во всех иных случаях оказание медицинской помощи гражданам осуществляется медицинскими организациями государственной системы здравоохранения.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 проектируемой статьи 29.1 принятие решения о ликвидации единственной муниципальной медицинской организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения. Однако, исходя из предлагаемой редакции данной правовой нормы, при ликвидации пусть и единственной медицинской организации, расположенной в сельском поселении, но относящейся к государственной системе здравоохранения, учета мнения населения этого сельского поселения не требуется. По нашему мнению, такая редакция рассматриваемой правовой нормы не соответствует самой концепции законопроекта и не отвечает основным целям законопроекта, а также вступает в противоречие с основным принципом охраны здоровья - доступности и качества медицинской помощи, которые обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения (пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
При этом, по мнению Комитета, необходимость учета мнения населения при ликвидации медицинской организации, как государственной системы здравоохранения, так и муниципальной системы здравоохранения, напрямую зависит от того, какую медицинскую помощь (по видам, условиям и форме оказания такой помощи) указанная организация оказывает (статья 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Таким образом, представляется целесообразным часть 3 проектируемой статьи 29.1 изложить в новой редакции:
"3. Принятие решения о ликвидации единственной медицинской организации государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения, расположенной в сельском поселении и осуществляющей первичную медико-санитарную помощь, скорую медицинскую помощь (за исключением санитарно-авиационной), медицинскую помощь женщинам в период беременности, родов и послеродовой период, не допускается без учета мнения населения данного сельского поселения.".
Кроме того, применяемую в законопроекте терминологию необходимо привести в соответствие с положениями законодательства Российской Федерации. Вместе с тем полагаем, что указанные замечания могут быть учтены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает принятие проекта федерального закона N 954664-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части установления условий по принятию решений о реорганизации и ликвидации медицинских организаций) с учетом изложенных замечаний.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.