Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 892703-6 "О внесении изменений в статьи 170 и 174 Жилищного кодекса Российской Федерации"
(в части предоставления собственникам помещений в многоквартирных домах права размещать средства фонда капитального ремонта, аккумулируемых на специальном счете)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 892703-6 "О внесении изменений в статьи 170 и 174 Жилищного кодекса Российской Федерации", внесенный Тюменской областной Думой, депутатом Государственной Думы В.В. Сысоевым (далее - законопроект).
Законопроектом предусматривается возможность размещения средств фонда капитального ремонта многоквартирного дома в государственные ценные бумаги Российской Федерации, государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, а также на депозитных счетах в российских кредитных организациях. Согласно пояснительной записке целью реализации данного законопроекта является обеспечение сохранности средств фонда капитального ремонта от обесценивания.
Комитет отмечает, что проблема обеспечения сохранности средств собственников помещений в многоквартирных домах, аккумулируемых на специальном счете в целях формирования фонда капитального ремонта, достаточно остро стоит перед всеми собственниками помещений в многоквартирных домах, которые самостоятельно осуществляют долгосрочные накопления на проведение капитального ремонта. И, в первую очередь, данная проблема связана с риском инфляционного обесценивания соответствующих средств. Поэтому необходимость ее законодательного урегулирования сомнений не вызывает.
Однако предложенный в законопроекте правовой механизм защиты средств собственников помещений в многоквартирных домах, аккумулируемых на специальном счете в целях формирования фонда капитального ремонта, по мнению Комитета, не отвечает интересам собственников помещений в многоквартирных домах, так как может привести не только к исключению или минимизации рисков, связанных с длительным накоплением денежных средств, но и породить новые риски.
В частности, размещение средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, в государственные ценные бумаги Российской Федерации, государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации является рисковым инвестиционным видом деятельности, который может привести к уменьшению объема накопленных средств собственников помещений в многоквартирном доме ввиду обесценивания ценных бумаг. К уменьшению объема соответствующих средств также может привести досрочная продажа и погашение ценных бумаг, которая потребуется при необходимости финансирования проведения срочных видов работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Реализация предложенного в законопроекте правового механизма защиты средств собственников помещений в многоквартирных домах, аккумулируемых на специальном счете в целях формирования фонда капитального ремонта, потребует дополнительных затрат (затраты на вступление в российский рынок государственных ценных бумаг, оплата профессиональной деятельности брокера и др.), которые, безусловно, будут возложены на собственников помещений в многоквартирном доме, что в условиях текущей экономической ситуации в стране и снижения доходов населения представляется нецелесообразным.
Также, по мнению Комитета, представляется необоснованным исключение части 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации о целевом использовании средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт, который устанавливается в соответствии с частью 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации нормативным правовым актом Российской Федерации, должен быть рассчитан таким образом, чтобы обеспечить финансирование перечня минимально необходимых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, приведенного в частях 1 и 2 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации. Отсутствие прямого указания в законе на целевое использование средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из указанного минимального размера взноса на капитальный ремонт, предоставляет право собственникам помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, региональному оператору при формировании фонда капитального ремонта на его счете, счетах по своему усмотрению расходовать соответствующие средства на любые мероприятия, связанные с проведением капитального ремонта, что может привести к недостаточности средств фонда капитального ремонта при наступлении срока оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенного в региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, что отразится на безопасности и комфортности проживания граждан в многоквартирных домах.
С другой стороны, исключение части 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации о целевом использовании соответствующих средств может привести к злоупотреблениям со стороны региональных операторов, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов при использовании накапливаемых собственниками помещений в многоквартирном доме средств на финансирование работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Поэтому Комитет, понимая озабоченность субъектов права законодательной инициативы проблемой использования средств фонда капитального ремонта, считает необходимым сохранить жесткие требования к использованию средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонта, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом Комитет обращает внимание на то, что собственники помещений в многоквартирных домах не ограничены в возможности установления взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, и оплаты любых расходов по финансированию услуг и (или) работ по капитальному ремонту за счет данного превышения.
По законопроекту имеются и другие замечания:
1. Законопроектом допускается размещение средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, в государственные ценные бумаги Российской Федерации, государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, а также на депозитных счетах в российских кредитных организациях по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. При этом предусматривается требование к форме проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Оно должно проводится в форме заочного голосования с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства либо с использованием иных информационных систем. По мнению Комитета, такое ограничение собственников в выборе формы проведения общего собрания не способствует выработке консолидированных решений по вопросам повестки дня. Например, проведение общего собрания в форме очного голосования позволяет собственникам обсудить вопрос, рассмотреть целесообразность его решения.
Кроме того, многие граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирных домах, не являются пользователями системы в силу различных обстоятельств, включая, и отсутствия технических средств. Проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства на сегодняшний день не носит массовый характер, и данная форма общего собрания является непопулярной. Однако применять данное положение законопроекта в случае его принятия предлагается со дня официального опубликования Федерального закона. Таким образом, цель законопроекта не будет достигнута в полном объеме ввиду невозможности реализации собственниками помещений в большинстве многоквартирных домов его положений.
В связи с чем, Комитет убежден в необходимости сохранения существующего порядка выбора собственниками помещений в многоквартирном доме формы проведения общего собрания.
2. Предоставляя возможность размещения средств фонда капитального ремонта многоквартирного дома в государственные ценные бумаги Российской Федерации, государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, а также на депозитных счетах в российских кредитных организациях, законопроектом не решается вопрос о владельце таких ценных бумаг и депозитных счетов, о правах на них. Такая неопределенность порождает огромные риски в отношении средств фонда капитального ремонта.
Следует отметить, что Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству крайне озабочен поднятой авторами права законодательной инициативы проблемой обеспечения сохранности средств собственников помещений в многоквартирных домах, аккумулируемых на специальном счете в целях формирования фонда капитального ремонта и осуществляет работу по ее законодательному урегулирования.
Так, на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона N 904736-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (принят в первом чтении 18 декабря 2015 года), который предусматривает механизм защиты средств собственников помещений в многоквартирных домах, аккумулируемых на специальном счете в целях формирования фонда капитального ремонта.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству не поддерживает проект федерального закона N 892703-6 "О внесении изменений в статьи 170 и 174 Жилищного кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.