Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 813068-6 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в целях установления для добросовестного пользователя рыбоводного участка преимущественного права на заключение договора пользования рыбоводным участком на новый срок), Воронежской областной Думой
(приложение к решению Комитета от 25 февраля 2016 г. N 125.1)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 10 Федерального закона "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) в части предоставления рыбоводному хозяйству, надлежащим образом исполнившему свои обязанности по договору пользования рыбоводным участком, по истечении срока действия такого договора преимущественного права его заключения на новый срок без проведения торгов.
В настоящее время рыбоводные участки предоставляются рыбоводным хозяйствам для осуществления аквакультуры (рыбоводства) во временное пользование, в том числе могут предоставляться и на краткосрочный период (5 лет). Механизм продления срока пользования этими участками отсутствует.
По мнению авторов законопроекта, данное требование в условиях санкций и внешних ограничений не позволяет длительно работающим рыбоводным хозяйствам, в основной своей массе относящимся к субъектам малого и среднего предпринимательства, рассчитывать на получение в пользование прежнего рыбоводного участка по истечении срока договора пользования этим участком, поскольку по результатам торгов участок может перейти в пользование другому лицу.
При этом до того, как получить и реализовать продукцию аквакультуры пользователь, получивший рыбоводный участок должен вложить средства как в сам процесс аквакультуры (зарыбление, содержание, кормление объектов аквакультуры, осуществление рыбохозяйственной мелиорации рыбоводных участков и т.д.), так и в создание рыбоводной инфраструктуры, а также в обустройство прилежащей территории (дороги, электричество и т.д.). Окупаемость таких инвестиций достигается через продолжительный период времени.
Отсутствие гарантии на продолжение своей деятельности на прежнем рыбоводном участке по истечении срока договора пользования таким участком лишает рыбоводные хозяйства стабильности и эффективности в их хозяйственной деятельности, а также сводит на "нет" все затраты этих хозяйств по зарыблению рыбоводных участков.
В этих целях законопроект дополняет статью 10 Закона частью 4 в которой устанавливается механизм предоставления преимущественного права на заключение договора пользования рыбоводным участком при прочих равных условиях рыбоводным хозяйствам, надлежащим образом исполнявшим свои обязанности, по истечении срока указанного договора (но не менее пяти лет) с соблюдением требований антимонопольного законодательства.
При этом в предложенной редакции отсутствует взаимосвязь с надлежащим исполнением рыбоводным хозяйством своих обязательств по договору пользования рыбоводным участком.
Отсутствие четких критериев определения надлежащего исполнения указанных обязательств может, с одной стороны, содержать в себе высокие коррупционные риски, с другой стороны, лишить собственника возможности отказаться от перезаключения договора.
Предлагаемое изменение в части заключения на новый срок безвозмездного договора пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, противоречит концепции Закона о платности предоставления собственником рыбоводного участка во временное пользование.
Фактически в соответствии с указанным законопроектом собственник лишается права определять условие о плате за пользование принадлежащим ему имуществом, а также не регламентируется порядок согласования таких условий.
При этом в финансово-экономическом обосновании к законопроекту соответствующие расчеты не представлены.
В соответствии с законопроектом в случае, если собственник рыбоводного участка откажет рыбоводному хозяйству в заключении договора на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключит соответствующий договор в другим лицом, рыбоводное хозяйство вправе потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор пользования рыбоводным участком, либо только возмещения таких убытков.
По мнению Счетной палаты Российской Федерации, принятие законопроекта создает риски дополнительных бюджетных расходов в случае предъявления рыбоводными хозяйствами исков по возмещению убытков к органам, выступающим от имени Российской Федерации.
В финансово-экономическом обосновании к законопроекту оценка возможной дополнительной бюджетной нагрузки также не представлена.
Законопроектом не устанавливается ограничение количества случаев последовательного перезаключения договора, не устанавливается его предельный срок, что с одной стороны на длительное время лишает собственника возможности получения дохода от использования его имущества, а с другой - пользователю, единожды выигравшему право на заключение договора, предлагается предоставить фактически эксклюзивное право ведения рыбоводного хозяйства на крайне выгодных условиях.
Законопроект во многом аналогичен по содержанию проекту федерального закона N 453631-6 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который был отклонен Государственной Думой в первом чтении 8 октября 2015 года.
Государственно-правовое и Экспертное Управления Президента Российской Федерации не поддерживают его принятие по ряду оснований.
На законопроект также имеется отрицательные заключения Счетной палаты Российской Федерации, а также Исследовательского центра частного права им. С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации.
На законопроект поступил отрицательный официальный отзыв Правительства Российской Федерации.
Комитет поддерживает мнение авторов законопроекта о необходимости создания дополнительных условий для долгосрочного планирования деятельности рыбоводных хозяйств в целях стимулирования добросовестных субъектов данной деятельности, а также в целях повышения инвестиционной привлекательности товарной аквакультуры (рыбоводства).
Следует также отметить, что в настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона N 612598-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части создания механизма заключения договора пользования рыбоводным участком на новый срок без проведения торгов), внесенный членами Совета Федерации Г.А. Горбуновым, Б.А. Невзоровым, А.Г. Верховским, депутатом Государственной Думы Э.Г. Глубоковской.
Данный законопроект имеет схожую концепцию, но решает вопросы создания механизма заключения договора пользования рыбоводным участком на новый срок без проведения торгов более комплексно с учетом позиции заинтересованных федеральных органов государственной власти.
На основании изложенного, Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии не считает возможным поддержать проект федерального закона N 813068-6 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Председатель комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.