Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 892704-6 "О внесении изменения в статью 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
(в части сокращения срока проведения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки) -
внесен Тюменской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 892704-6 "О внесении изменения в статью 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части сокращения сроков проведения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки), внесен Тюменской областной Думой (далее - законопроект), и сообщает следующее.
В соответствии с частью 13 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.
Законопроектом предлагается сократить указанный срок, ограничив его пределами от одного до трех месяцев, что объясняется необходимостью установление одинакового срока проведения публичных слушаний по обсуждению проекта правил землепользования и застройки и проекта генерального плана (часть 8 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как отмечено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года N 931-О-О, будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.
В целом Комитет считает необходимым отметить, что в настоящее время у Комитета отсутствует информация, в том числе представленная органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, гражданами или организациями, свидетельствующая о том, что установленные в настоящее время предельные сроки проведения публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки не способны обеспечить возможность участия в обсуждении проекта правил землепользования и застройки, либо о том, что такие сроки являются необоснованно длительными. В связи с этим, по мнению Комитета, положения законопроекта нуждаются в дополнительном обосновании.
Кроме того, по мнению Комитета, положения Градостроительного кодекса Российской Федерации в настоящее время в полной мере допускают возможность установления органами местного самоуправления единого срока для проведения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки, поскольку частью 8 статьи 28 и частью 13 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены лишь предельные сроки для проведения публичных слушаний. Кроме того, данные сроки определяются в одинаковом порядке, а именно уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. В числе прочего при необходимости в соответствии с принятыми органами местного самоуправления решениями, такие публичные слушания могут проводиться одновременно (параллельно), что, согласно пояснительной записки, является одной из целей законопроекта.
Комитет считает необходимым отметить, что законопроект не содержит каких-либо переходных положений, обеспечивающих применение проектируемых изменений в случае, когда срок проведения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки уже определен в соответствии с действующими положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации и он превышает три месяца.
На основании вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству не поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.