Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 23 декабря 2015 г. N 3.5-03/2309
на Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(проект N 894179-6)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 22 декабря 2015 года, комитет отмечает следующее.
Федеральный закон направлен на совершенствование российской инфраструктуры рынка финансовых услуг с учетом требований, предъявляемых мировыми интеграционными процессами к финансовым рынкам.
Комитет отмечает, что Федеральным законом определяется создание новой для российского финансового рынка структуры - репозитарий, деятельность которой подлежит лицензированию Банком России.
Федеральным законом устанавливаются требования к репозитарной деятельности, ее регулированию, лицензированию, системе управления рисками, а также условия и порядок ее прекращения.
Репозитарной деятельностью считается деятельность по оказанию услуг по сбору, фиксации, обработке и хранению информации о заключенных не на организованных торгах договорах репо, договорах, являющихся производными финансовыми инструментами, договорах иного вида, предусмотренных нормативными актами Банка России, а также по ведению реестра указанных договоров (далее - реестр договоров).
Комитет обращает внимание, что в настоящее время функции репозитария может выполнять саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговая организация или биржа, которым не требуется получение специализированной лицензии на данный вид услуг.
Согласно Федеральному закону репозитарную деятельность вправе осуществлять биржа, клиринговая организация, центральный депозитарий, расчетный депозитарий, не имеющий статуса центрального депозитария. При этом правила осуществления репозитарной деятельности, утверждаемые единоличным исполнительным органом репозитария, а также правила внутреннего контроля, внутреннего аудита и управления рисками, утверждаемые советом директоров, подлежат регистрации Банком России.
Репозитарий обязан иметь основной и резервный комплексы программно-технических средств, которые должны обеспечивать его бесперебойную деятельность и быть расположены на территории Российской Федерации.
В целях предоставления Банку России возможности располагать достоверным объемом данных о сделках репо и с производными финансовыми инструментами, заключаемыми не на организованных торгах, для принятия решений в области обеспечения финансовой стабильности вводится обязанность сначала лиц, являющихся стороной сделки, направлять информацию о заключаемой сделке в репозитарий, а затем репозитария направлять в Банк России реестр договоров по указанным сделкам.
Также предусматривается возможность установления на уровне нормативного акта Банка России перечня иных заключенных не на организованных торгах договоров, объектом которых являются ценные бумаги, иностранная валюта или драгоценные металлы, информация о которых подлежит направлению в репозитарий и Банк России.
Порядок, состав, форма и сроки подачи информации по договорам репо, договорам, являющимся производными финансовыми инструментами, и иным договорам, устанавливаются нормативными актами Банка России.
Федеральным законом устанавливается обязанность предоставления репозитарием информации, получаемой им на основании договора об оказании репозитарных услуг, клиенту репозитария, судам и арбитражным судам (судьям), а при наличии согласия руководителя следственного органа и органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Кроме того, одной из функций репозитария является раскрытие данных из реестра договоров в обобщенном виде для всех заинтересованных лиц путем размещения их на официальном сайте репозитария в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от целей получения такой информации. Перечень информации, подлежащей раскрытию репозитарием, устанавливается Банком России.
Также репозитарий обязан обеспечивать целостность, сохранность конфиденциальность и защиту от искажений и несанкционированного доступа, получаемой им информации на протяжении всего срока действия договора об оказании репозитарных услуг, и не менее пяти лет с даты прекращения действия данного договора.
Необходимо отметить, что репозитарий несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором об оказании репозитарных услуг за ненадлежащее оказание услуг, повлекшее убытки клиента.
В соответствии с Федеральным законом Банк России определяет порядок аннулирования лицензии на осуществление репозитарной деятельности.
Существенным основанием для аннулирования Банком России лицензии на осуществление репозитарной деятельности является, в том числе, неоднократное в течение одного года нарушение репозитарием требований, установленных Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, а также неоднократное в течение одного года неисполнение репозитарием в установленный срок предписания Банка России.
Решение об аннулировании лицензии на осуществление репозитарной деятельности может быть обжаловано в течение 30 дней со дня его размещения на официальном сайте Банка России.
Комитет обращает внимание, что осуществление репозитарной деятельности со дня вступления в силу Федерального закона допускается только на основании лицензии Банка России.
В тоже время для организаций, осуществляющих в настоящее время деятельность по ведению реестра договоров, предусматривается переходный период в 365 календарных дней, не позднее которого они должны получить лицензию Банка России на осуществление репозитарной деятельности или прекратить свою деятельность по ведению реестра договоров.
Реализация Федерального закона не повлечет увеличение расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При рассмотрении Федерального закона комитетом коррупциогенных факторов не выявлено.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
С.Н. Рябухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.