Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 904736-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статьи 19.5 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях",
("О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации")"
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается отнести к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации установление порядка осуществления контроля за соблюдением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации порядка определения размера минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, требований к формированию региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и краткосрочных планов их реализации, региональными операторами - сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Согласно пункту 6 статьи 1 законопроекта указанный контроль осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. При этом из законопроекта неясно, какой орган государственной власти Российской Федерации будет устанавливать указанный порядок. Кроме того, обращаем внимание, что согласно статье 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, а также требований к деятельности региональных операторов проводится в рамках государственного жилищного надзора, который осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
На основании новой статьи 175.1 ЖК РФ (пункт 8 статьи 1 законопроекта) определены понятия "специальный депозит", "договор специального депозита". Вместе с тем, положения о порядке открытия, закрытия такого депозита, а также положения, определяющие правовую природу указанного договора, в проекте отсутствуют. Принимая во внимание отсутствие рассматриваемых понятий в законодательстве Российской Федерации, существует возможность неоднозначного и двусмысленного применения рассматриваемых норм в правоприменительной практике. Кроме того, обращаем внимание, что в проектируемой части 1 статьи 175.1 ЖК РФ определено положение о размещении временно свободных средств фонда капитального ремонта на специальном депозите только в банке. В то же время дана ссылка на требования, установленные частью 2 статьи 176 ЖК РФ, в свою очередь, определяющей требования к российским кредитным организациям, т.е. не только к банкам. Кроме того, в новой редакции подпункта 1.1 пункта 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ (пункт 3 статьи 1 законопроекта) также определено положение о формировании фонда на специальном депозите в российских кредитных организациях. Замечание аналогичного характера относится также к новой части 3 статьи 175.1 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 законопроекта часть 2 статьи 176 ЖК РФ дополняется положением о необходимости соответствия российских кредитных организаций, в которых может быть открыт специальный счет, критериям, установленным Правительством Российской Федерации. В этом случае требует уточнения, какие критерии имеются в виду с учетом сохранения в части 2 статьи 176 ЖК РФ нормы о размещении Центральным банком Российской Федерации информации о кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным указанной частью.
Согласно новой части 4.1 статьи 178 ЖК РФ (пункт 11 статьи 1 законопроекта) руководитель регионального оператора назначается на конкурсной основе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В то же время сохраняется норма пункта 3 части 1 статьи 167 ЖК РФ, согласно которой в нормативных правовых актах органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается порядок назначения на конкурсной основе указанного руководителя. Кроме того, в этой будущей норме устанавливается, что обязательные квалификационные требования к руководителю (кандидату на должность руководителя) регионального оператора утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. При этом частью 7 статьи 178 ЖК РФ уже предусмотрено установление обязательных квалификационных требований к руководителю, кандидату на должность руководителя регионального оператора в рамках методического обеспечения деятельности региональных операторов.
Предлагаемый статьей 2 законопроекта в части 2.7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) такой вид административного наказания, как дисквалификация требует внесения соответствующего изменения в часть 2 статьи 23.1 КоАП с учетом того, что дисквалификация назначается только судьей (часть 1 статьи 3.11 КоАП). Полагаем, что по проектируемой части 2.7 статьи 19.5 КоАП к административной ответственности должны привлекаться также и юридические лица.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.