Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 340548-6 "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации",
внесенный Орловским областным Советом народных депутатов
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 11 ноября 2013 года (протокол N 127, пункт 97) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 340548-6 "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации", внесенный Орловским областным Советом народных депутатов.
Законопроектом предлагается определить основные направления государственной молодежной политики, включая трудоустройство, меры социальной поддержки молодых семей и талантливой молодежи, молодежных общественных объединений, а также разграничить полномочия в области государственной молодежной политики между Российской Федерацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В связи с данной законодательной инициативой в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
В соответствии с подпунктом 58 пункта 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопроса осуществления региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью. Указанные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Кроме того компетенция органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере осуществления государственной молодежной политики определена рядом отраслевых федеральных законов, в частности, Федеральным законом от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".
Вместе с тем следует отметить, что законопроект предполагает существенное расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственной молодежной политики и его принятие потребует выделения дополнительных денежных средств из бюджетов субъектов Российской Федерации, тем самым устанавливаются новые расходные обязательства.
При этом в соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации принимаемый закон, предусматривающий увеличение расходных обязательств публично-правовых образований (в том числе муниципальных образований) по существующим видам расходных обязательств либо введение новых видов расходных обязательств, которые до этого не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Однако в рассматриваемом законопроекте указанные требования законодательства не учтены.
Кроме того, ряд положений законопроекта дублирует положения Федеральных законов от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".
Некоторые из приведенных замечаний актуальны и для норм законопроекта, определяющих компетенцию и деятельность органов местного самоуправления в реализации государственной молодежной политики. В частности, в соответствии с частями 5 и 6 статьи 19 законопроекта органы местного самоуправления предусматривают меры по поддержке молодежи, молодых семей и молодых специалистов. Финансирование расходов, связанных с осуществлением поддержки молодежи, молодых семей и молодых специалистов, производится за счет средств местного бюджета, предусмотренных на указанные цели. Однако законопроектом в нарушение статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации не установлены нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств для муниципальных образований.
Также следует учитывать, что в соответствии со статьей 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации принимает меры по реализации молодежной политики. При этом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере молодежной политики является Министерство образования и науки Российской Федерации (пункт 1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466). Однако рассматриваемым законопроектом замечания Правительства Российской Федерации не учтены.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления не поддерживает принятие проекта федерального закона N 340548-6 "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации", внесенного Орловским областным Советом народных депутатов. Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.