Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 340548-6 "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации",
внесенному Орловским областным Советом народных депутатов
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Изучив указанный проект федерального закона (далее - законопроект), Правовое управление сообщает следующее.
Согласно преамбуле законопроекта предлагаемый Федеральный закон определяет цели, принципы и основные направления государственной молодежной политики, направлен на реализацию прав и свобод молодежи, ее социализацию и самореализацию, государственную поддержку молодежных общественных объединений.
Необходимо учитывать, что государственная поддержка молодежных общественных объединений осуществляется в соответствии с Федеральным законом 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".
Целый ряд установленных законопроектом положений (в частности, положения статей 15, 16, 17, закрепляющие меры в области охраны здоровья молодежи, содействия реализации права молодежи на труд, государственной поддержки молодежи в получении образования), регулируется Федеральным законом от 25 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Трудовым кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации. Вместе с тем, в законопроекте не предусматривается внесение корреспондирующих изменений в соответствующие акты отраслевого законодательства.
Так, положения законопроекта необходимо согласовать с нормами Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". Нуждаются, частности, в уточнении положения законопроекта в отношении отнесения к безработным молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, к которым согласно положению пункта 1 статьи 1 законопроекта будут относится лица в возрасте от 14 до 30 лет, тогда как в соответствии с указанным Законом Российской Федерации безработными могут быть признаны граждане, начиная с возраста 16 лет. Кроме того, нуждаются в согласовании с данным Законом Российской Федерации положения законопроекта в части установления квот в целях реализации прав молодежи на труд (см. статью 16 законопроекта).
Положения законопроекта (см., например, статьи 1, 16, 17 законопроекта) нуждаются в согласовании с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" в части применяемых в законопроекте понятий и закрепления прав и льгот для молодежи. В частности, необходимо привести в соответствии со статьей 22 указанного Федерального закона понятие "специальные учебно-воспитательные учреждения" (см., пункт 3 статьи 1 законопроекта), применяемые в законопроекте понятия "государственное учреждение образования", "образовательные учреждения" необходимо заменить на понятие "образовательные организации". Кроме того, указанный Федеральный закон не содержит таких понятий, как "производственное обучение", "переподготовка" (см., пункт 1 части 2 статьи 16 законопроекта), не устанавливает указанный Федеральный закон и такого права, как "гарантированное первое рабочее место" для выпускников "государственных учреждений" (см., часть 3 статьи 16 законопроекта). Положения статьи 16 законопроекта также необходимо согласовать с нормами Трудового кодекса Российской Федерации.
Положения статьи 15 законопроекта, предусматривающей меры в области охраны здоровья молодежи и содействие ее здоровому образу жизни, нуждаются в согласовании с положениями Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", которым, в частности, не предусмотрено "немедицинское" потребление наркотических средств и психотропных веществ, а также не определено понятие "психоактивные вещества".
Статьями 16 и 23 законопроекта предлагается закрепить право молодежи на труд и содействие в реализации этого права, в том числе в форме предоставления налоговых льгот работодателям и установления для молодежных объединений льготного налогового режима. Данные положения требуется исключить из законопроекта, поскольку отношения по установлению налоговых льгот относятся к исключительному регулированию законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (статьи 2 и 56 Налогового кодекса Российской Федерации).
Часть 2 статьи 19 законопроекта следует соотнести с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, которыми урегулированы вопросы постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях. Также неясно, что имеется ввиду под понятием "резерв жилищного фонда", поскольку в Жилищном кодексе Российской Федерации такого понятия не применяется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 законопроекта под молодежью понимаются лица в возрасте от четырнадцати до тридцати лет. При этом, согласно Федеральному закону от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", направленному на защиту прав и свобод ребенка, ребенком является лицо до достижения им возраста 18 лет. Таким образом, не ясно, какой федеральный закон будет распространяться на лиц в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.
Учитывая, что в соответствии с законопроектом (пункт 1 части 1 статьи 30) государственная молодежная политика в Российской Федерации финансируется, в том числе, за счет средств федерального бюджета, а также то обстоятельство, что согласно статье 32 законопроекта положения законопроекта могут вступить в текущем финансовом году, обращаем внимание на положения пункта 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Заместитель |
Г.А. Мартьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.