Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 485006-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"
(о выделении специальных мест в торговых объектах для продажи продуктов питания, содержащих глутамат натрия),
внесенный депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, А.Н. Свинцовым
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 485006-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (о выделении специальных мест в торговых объектах для продажи продуктов питания, содержащих глутамат натрия), внесенный депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, А.Н. Свинцовым, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменение в статью 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), дополнив ее новым пунктом 4, в силу которого у продавца возникает обязанность размещать и реализовывать содержащие глутамат натрия продукты питания в специально выделенных торговых местах с информированием об этом потребителей. Указанные изменения призваны сформировать у потребителей осознанное и ответственное потребление содержащих глутамат натрия (усилитель вкуса) продуктов питания, отрицательным образом влияющих на здоровье человека.
Следует отметить, что Закон о защите прав потребителей устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Так, статья 10 "Информация о товарах (работах, услугах)" Закона о защите прав потребителей содержит перечень информации, которая в обязательном порядке предоставляется потребителю перед заключением договора купли-продажи. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), в том числе о составе продукта, в объеме, позволяющем потребителю сориентироваться в предлагаемом к продаже ассортименте продукции и совершить правильный выбор покупки.
Статья 7 Закона о защите прав потребителей устанавливает обязанность изготовителя (исполнителя) обеспечить безопасность товара (работы) в течение срока службы или срока годности товара (работы). Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению. Если для безопасности использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.
Реализация продукции в рознице осуществляется в соответствии с гл 8. "Требования к реализации пищевых продуктов" Санитарных правил "СанПиН 2.3.6.1066-01.2.3.5. Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов". Пищевые продукты, реализуемые в организациях торговли, должны соответствовать требованиям, установленным нормативной и технической документацией, а также гигиеническим требованиям к пищевой ценности и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья. В торговом зале или отделе, осуществляющем торговлю новыми видами продукции, должна быть размещена информация о потребительских свойствах продуктов питания, входящих в их состав компонентах, пищевых добавках, а также рекомендации по приготовлению и использованию. При этом никаких ограничений к размещению пищевых товаров, содержащих глутамат натрия, в специально выделенных метах торгового зала не устанавливается.
Таким образом, если производство пищевого товара соответствует требованиям технических регламентов и продукция разрешена к обороту на товарных рынках Российской Федерации, т.е. содержание глутамата натрия в продукте имеет допустимую СанПиН 2.3.2.1293-03 "Гигиенические требования по применению пищевых добавок" норму и осуществляется правильная маркировка о составе продукта, то его розничная реализация осуществляется правомерно.
Обращаем также внимание на то, что СанПиН 2.3.2.1293-03 (п. 2.10) содержит довольно большой перечень допустимых в производстве пищевых продуктов добавок таких, как кислоты, консерванты, антиокислители; пищевые добавки, препятствующие слеживанию и комкованию; стабилизаторы консистенции, эмульгаторы, загустители, текстураторы и связующие агенты; улучшители для муки и хлеба; красители; фиксаторы цвета; глазирователи и т.д. Каждая из перечисленных выше пищевых добавок при злоупотреблении может спровоцировать какое-либо заболевание и нанести вред человеку, поэтому делать акцент исключительно на вреде "глутамата натрия" недостаточно обоснованно.
Следует отметить, что помимо указанных выше пищевых добавок, при производстве продуктов питания используются довольно спорные, с точки зрения пользы для человека, ингредиенты, целесообразность использования которых в пищевой промышленности широко дискутируется, к примеру, пальмовое масло. Большое количество сахара или соли в продуктах питания также может оказать негативное влияние на организм человека.
Поэтому представляется, что соблюдение установленных требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей в части своевременного предоставления потребителям установленной информации о составе пищевого продукта, о производителе и т.д. в полной мере позволяют гражданам осознанно подходить к выбору и приобретению продуктов питания.
Кроме этого, неоднозначен эффект от принятия предлагаемых изменений, поскольку введение требований к отдельным предпринимателям нарушает конкуренцию на товарном рынке и негативно влияет на конкурентную среду, а дополнительная нагрузка на торговые организации приведет к повышению торговых издержек и, как следствие, скажется на повышении розничных цен.
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству не поддерживает принятие проекта федерального закона N 485006-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (о выделении специальных мест в торговых объектах для продажи продуктов питания, содержащих глутамат натрия), внесенного депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, А.Н. Свинцовым.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.