Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
на проект федерального закона N 714043-6 "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части отнесения к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечения деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации),
внесенный членом Совета Федерации Л.Н. Боковой, депутатами Государственной Думы В.Н. Плигиным, В.Б. Кидяевым, Р.Д. Курбановым и другими
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рассмотрел в части вопросов ведения комитета проект федерального закона N 714043-6 "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части отнесения к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечения деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации), внесенный членом Совета Федерации Л.Н. Боковой, депутатами Государственной Думы В.Н. Плигиным, В.Б. Кидяевым, Р.Д. Курбановым и другими.
Законопроектом предлагается внести изменения в закрепленный пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), дополнив его полномочием по решению вопросов организации и обеспечения деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации.
Данные изменения предлагаются с целью установления единых подходов при определении вопросов организации и обеспечения деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации, в том числе комплексного решения вопросов финансового обеспечения их деятельности.
Поддерживая концепцию рассматриваемого законопроекта, комитет обращает внимание на следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и (или) дополнений в пункт 2 данной статьи.
При этом до принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации могут устанавливаться не указанные в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам (пункт 5 статьи 26.3 Федерального закона).
Проведенный комитетом мониторинг законодательства субъектов Российской Федерации показывает, что реализуя данную норму, практически все субъекты Российской Федерации к настоящему времени установили особенности обеспечения деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Указанные действия также согласуются с закрепленным Бюджетным кодексом Российской Федерации принципом самостоятельности бюджетов бюджетной системы, предусматривающим право органов государственной власти самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (статьи 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Комитет обращает внимание на то, что действующее федеральное законодательство содержит нормы, предусматривающие гарантии деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" Общественная палата Российской Федерации призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации.
Кроме того статья 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) относит общественные палаты субъектов Российской Федерации к субъектам общественного контроля, права и обязанности которых регламентируются статьей 10 указанного федерального закона. При этом права субъектов общественного контроля корреспондируются с обязанностями органов и организаций, подвергнутых такому контролю. Так, например, в соответствии со статьей 10 Федерального закона N 212-ФЗ субъекты общественного контроля вправе запрашивать у подконтрольных органов необходимую информацию, посещать их, подготавливать и направлять в их адрес итоговый документ по результатам осуществления общественного контроля. В то же время статья 16 Федерального закона N 212-ФЗ предусматривает обязанность органов и организаций, подвергнутых общественному контролю, предоставить субъекту общественного контроля информацию о своей деятельности, составляющей общественный интерес, рассматривать направленные им запросы, итоговые документы, учитывать предложения, рекомендации и выводы, содержащиеся в них, и принимать меры по защите прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных организаций.
Таким образом предлагаемые законопроектом изменения, по мнению комитета, позволят, с одной стороны, обобщить на федеральном уровне региональную правоприменительную практику, а с другой стороны - установить дополнительные гарантии деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации в качестве неотъемлемого субъекта общественного контроля и института гражданского общества.
Вместе с тем, при дальнейшей работе над законопроектом комитет полагает целесообразным рассмотреть вопрос внесения изменений в пункт 6 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ с целью исключения возможности передачи полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению вопросов организации и обеспечения деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления.
С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока поддерживает принятие Государственной Думой рассматриваемого законопроекта в первом чтении.
Председатель комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.