Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 194494-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации",
внесенный Липецким областным Советом депутатов
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 14 февраля 2013 года (протокол N 78, пункт 62) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 194494-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации", внесенный Липецким областным Советом депутатов.
Законопроектом предлагается внести ряд изменений в Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" в части расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанных сферах деятельности. Так, законопроектом устанавливаются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предъявлению исков об обязании произвести действия по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды; по проведению государственной экологической экспертизы регионального уровня; по установлению порядка разработки и утверждения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору и другие. Внесение указанных изменений, по мнению авторов законопроекта, обусловлено тем, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации не в полной мере обладают всеми необходимыми полномочиями в сфере охраны окружающей среды для качественного улучшения экологической обстановки на своих территориях.
В связи с данной законодательной инициативой в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
В соответствии с положениями части 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды относится решение вопросов организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, а также осуществления регионального государственного экологического надзора (в части регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха; регионального государственного надзора в области охраны водных объектов; регионального государственного надзора в области обращения с отходами) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности. Указанные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) и их содержание определяется рядом отраслевых федеральных законов.
Вместе с тем следует отметить, что законопроект предполагает расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и его принятие может потребовать выделения дополнительных денежных средств из бюджетов субъектов Российской Федерации, тем самым устанавливаются новые расходные обязательства.
При этом в соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации принимаемый закон, предусматривающий увеличение расходных обязательств публично-правовых образований (в том числе муниципальных образований) по существующим видам расходных обязательств либо введение новых видов расходных обязательств, которые до этого не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Однако в рассматриваемом законопроекте указанные требования законодательства не учтены.
Также полагаем, что ряд вносимых законопроектом изменений носит уточняющий характер уже существующих положений федеральных законов и является излишним.
Кроме того необходимо отметить, что Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона N 584587-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий", внесенный Правительством Российской Федерации и подготовленный по поручению Президента Российской Федерации. Положения указанного законопроекта предусматривают концептуально новую систему нормирования негативного воздействия на окружающую среду, основанную на наилучших доступных технологиях, а также комплексно регулируют отношения, касающиеся снижения негативного воздействия на окружающую среду, обращения с отходами производства и потребления, выдачи соответствующих разрешений, проведения государственной экологической экспертизы и др.
Таким образом, по мнению Комитета, предлагаемые рассматриваемым законопроектом отдельные положения могут быть учтены в рамках доработки проекта федерального закона N 584587-5 ко второму чтению.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает внесение предлагаемых изменений нецелесообразным и не поддерживает принятие проекта федерального закона N 194494-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации", внесенного Липецким областным Советом депутатов. Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.