Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ поприродным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 194494-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации",
внесенный Липецким областным Советом депутатов
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 194494-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской федерации" (далее - законопроект), и отмечает следующее.
В соответствии с пояснительной запиской законопроект направлен на расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды, в частности в сфере нормирования показателей воздействия на окружающую среду.
Прежде всего стоит отметить, что предлагаемые автором указанного законопроекта изменения решены в принятом Федеральном законе от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 219-ФЗ), ключевой новацией которого является внедрение новой системы нормирования в области охраны окружающей среды.
Статьей 1 законопроекта предлагается внести изменение в статью 6 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), дополнив полномочием по предъявлению исков об обязании произвести действия по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Однако стоит принимать во внимание, что Закон об охране окружающей среды наделяет органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, полномочием по обращению в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды (статья 6 Закона об охране окружающей среды).
Кроме того, в соответствии с положением статьи 65 Закона об охране окружающей среды, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках государственного экологического надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства об охране окружающей среды, в том числе посредством принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Также следует отметить, что статьей 66 Закона об охране окружающей среды предусмотрено право должностных лиц органов государственного надзора, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статья 2 законопроекта предлагается# внести изменения в Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в части наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по предъявлению исков об обязании произвести действия по устранению нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха, а также полномочиями по обращению в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной или иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны атмосферного воздуха.
С учетом изложенного наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочием по предъявлению исков об обязании произвести действия по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды является избыточным.
Предлагаемые изменения пунктом 2 статьи 1 законопроекта представляются не актуальными, в связи с тем, что с 1 января 2019 года статья 20 будет изложена в иной редакции, не предусматривающая прежней формулировки указанной статьи.
Кроме того, изменение вносимое пунктом 3 статьи 1 также является неактуальным, поскольку часть 3 статьи 65 Закона об охране окружающей среды утратила силу с 2015 года.
В законопроекте авторы предлагают наделить органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению порядка разработки и утверждения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. При этом названным полномочием наделены органы государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (статья 5 Закона об охране окружающей среды).
Положением статьи 3 законопроекта предлагается внести изменения в статью 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Федеральный закон 174-ФЗ), дополнив объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня новыми объектами - проектами нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, что по мнению Комитета является избыточным. Поскольку, в соответствии со статьей 1 Федерального закона 174-ФЗ проведение экологической экспертизы предусматривает установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. При этом проекты нормативов допустимого воздействия на окружающую среду могут устанавливаться и на действующие объекты.
С учетом изложенного, Комитет считает целесообразным отклонить проект федерального закона N 194494-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.