Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 194494-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации",
внесенный Липецким областным Советом депутатов
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом абзац двенадцатый статьи 6 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (далее - Закон) дополняется положением, согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится предъявление исков не только о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, но и "об обязании произвести действия по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды". Указанное полномочие предоставляется только органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Вместе с тем предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде относится также к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации (статья 5 Закона). С такими исками имеют право обращаться граждане (статья 11 Закона), общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (статья 12 Закона), должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды (статья 66 Закона). С учетом изложенного, проектируемое дополнение нуждается в дополнительном обсуждении.
Законопроектом предлагается уточнить в абзаце 3 статьи 20 Закона, что нормативы в области охраны окружающей среды подлежат государственной экологической экспертизе регионального уровня. Проектируемое изменение следует соотнести с нормой нового подпункта 4.2 статьи 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (статья 3 законопроекта), в соответствии с которой объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются только проекты нормативов образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение, проекты нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Кроме того, в связи с изменениями, вносимыми в статью 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе", обращаем внимание на следующее. Согласно статье 24 Закона нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством, в частности, с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления". Статьей 18 данного Федерального закона установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Полагаем необоснованным исключение из статьи 65 Закона части 3 (пункт 3 статьи 1 законопроекта), регулирующей осуществление уполномоченным федеральным органом исполнительной власти государственного экологического надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору.
Проектируемый абзац статьи 6 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон) (пункт 1 статьи 2 законопроекта), согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относится установление порядка разработки и утверждения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной деятельности, не подлежащих федеральному государственному надзору, полагаем необходимым согласовать со статьей 5 Федерального закона, в соответствии с которой установление порядка разработки и утверждения предельно допустимых выбросов относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Статьей 2 законопроекта предлагается внести в статьи 6 и 12 Федерального закона изменения, в соответствии с которыми предельно допустимые выбросы в отношении источников, находящихся на объектах хозяйственной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, будут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Таким образом, законопроектом предлагается устанавливать предельно допустимые выбросы в зависимости от того, какой орган осуществляет государственный экологический надзор в отношении конкретного объекта (федеральный или региональный). Обращаем внимание, что пунктом 7 статьи 12 Федерального закона определено, что нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 года N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий устанавливаются с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов. Таким образом, полагаем, что предельно допустимые выбросы устанавливаются независимо от поднадзорности конкретного объекта.
Исполняющий обязанности |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.