Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 194494-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации",
внесенный Липецким областным Советом депутатов
(первое чтение, повторно)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона абзац двенадцатый статьи 6 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) дополняется положением, согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится предъявление исков не только о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, но и "об обязании произвести действия по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды". Указанное полномочие предоставляется только органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Вместе с тем предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде относится также к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации (статья 5 Федерального закона N 7-ФЗ). С такими исками имеют право обращаться граждане (статья 11 Федерального закона N 7-ФЗ), общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (статья 12 Федерального закона N 7-ФЗ), должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды (статья 66 Федерального закона N 7-ФЗ). С учетом изложенного, проектируемое дополнение нуждается в дополнительном обсуждении.
Законопроектом предлагается уточнить в абзаце 3 статьи 20 Федерального закона N 7-ФЗ, что нормативы в области охраны окружающей среды подлежат государственной экологической экспертизе регионального уровня. Проектируемое изменение следует соотнести с нормой нового подпункта 4.2 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (Федеральный закон N 174-ФЗ) (статья 3 законопроекта), в соответствии с которой объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются только проекты нормативов образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение, проекты нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Кроме того, в связи с изменениями, вносимыми в статью 12 Федерального закона N 174-ФЗ, обращаем внимание на то, что согласно статье 24 Федерального закона N 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством, в частности, с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Статьей 18 данного Федерального закона установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Следует также иметь в виду, что Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступает в силу с 1 января 2019 года) статьи 20 и 65 Федерального закона N 7-ФЗ, статьи 6 и 12 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", в которые законопроектом вносятся изменения, изложены в новой редакции.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.