Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку
от 1 декабря 2015 г.
по проекту федерального закона N 894179-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения деятельности репозитария", внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 894179-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения деятельности репозитария" (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку отмечает следующее.
Представленным законопроектом предлагается выделить в самостоятельный лицензируемый вид деятельности новую для России структуру финансового рынка - репозитарии. Правовое закрепление нового субъекта предлагается установить в Федеральном законе от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ).
Поддерживая указанную законодательную инициативу, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку отмечает ряд существенных недостатков представленного законопроекта.
Проектируемая статья 15.5 законопроекта устанавливает, что предметом регулирования данного законопроекта являются: 1) договоры репо, 2) договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, 3) договоры иного вида, предусмотренных нормативными актами Банка России, объектом которых являются ценные бумаги, драгоценные металлы и (или) иностранная валюта.
В случае, если у Банка России достаточно полномочий для самостоятельного законодательного закрепления предмета регулирования, тогда возникает вопрос для чего в перечень Федерального закона предлагается внести два других предмета регулирования. Правомерней установить единый правовой режим для всех видов договоров, которые будут являться объектами репозитарной деятельности в рамках одного документа.
Неясен в законопроекте субъектный состав. Например, проектируемая статья 15.10 подразделяет клиентов репозитария на лиц, указанных в нормативном акте Банка России и на лиц, не указанных в нормативном акте Банка России. Следует отметить, что правовые последствия, предлагаемые частью 1 статьи 2 законопроекта, для указанных лиц разные. Для стороны договора, предоставившей информацию в репозитарий с нарушением срока, неполной и (или) недостоверной информации, которые установлены нормативным актом Банка России, наступает административная ответственность в виде штрафа. А для лиц, не указанных в нормативном акте Банка России (часть 4 проектируемой статьи 15.10), порядок, состав форма и сроки предоставления информации в репозитарий не устанавливаются нормативным актом Банка России (часть 1 проектируемой статьи 15.10). Таким образом, они не несут ответственность по статье 2 части 1 законопроекта. Кроме того, предоставление информации для таких лиц не обязанность, а право (часть 4 проектируемой статьи 15.10).
Законопроект дает определение понятия договора об оказании репозитарных услуг (проектируемая статья 15.9), условия которого определяются в правилах осуществления репозитарной деятельности. В правилах (проектируемая статья 15.6) упоминается реестр договоров, но не договор об оказании репозитарных услуг. Следовательно, существенные требования к договору об оказании репозитарных услуг не отражены в законопроекте.
В связи с тем, что законопроектом репозитарии вынесены за рамки профессиональных участников ценных бумаг, было бы целесообразнее в требованиях к руководителю структурного подразделения (проектируемая статья 15.8) не указывать ссылку, устанавливающую требования к органам управления профессиональных участников рынка ценных бумаг, а установить свои требования.
В соответствии с законопроектом репозитарная деятельность должна осуществляться на основании лицензии Банка России. Вместе с тем перечень статьи 1 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не содержит репозитарную деятельность. В статье 39 Федерального закона N 39-ФЗ указаны все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, которые не охватывают репозитарную деятельность. Статья 3 законопроекта дополняет перечень некредитных финансовых организаций в статье 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" репозитариями как самостоятельными структурами. В этой связи следует обратить внимание на фиксацию лицензирования данного вида деятельности в соответствующем Федеральном законе.
Обращаем внимание так же на вновь предлагаемые части 5 и 6 в статью 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В части 5 устанавливается административная ответственность репозитариев в числе прочего и за невыполнение или ненадлежащее выполнение репозитарием обязанности по предоставлению информации из реестра договоров Центральному банку Российской Федерации. Статья 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Непредставление информации в Банк России" уже содержит предлагаемую законопроектом норму. В этой связи предлагаем рассмотреть вопрос о добавлении репозитврия в перечень статьи 19.7.3.
В части 6 формулировку "установленных законодательством Российской Федерации требований к репозитарной деятельности" лучше заменить на "установленных законодательством Российской Федерации о репозитарной деятельности", что будет соответствовать терминологии Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом высказанных замечаний Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует принять в первом чтении проект федерального закона N 894179-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения деятельности репозитария", внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
Н.Н. Гончар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.