Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 920179-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с увековечением памяти жертв политических репрессий", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 30 ноября 2015 года (протокол N 268, пункт 101) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 920179-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с увековечением памяти жертв политических репрессий", внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий", Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ) и Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ), в части дополнения их положениями об увековечении памяти жертв политических репрессий и регламентации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в указанной сфере правоотношений.
В связи с данной законодательной инициативой в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
Согласно статье 1 законопроекта Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий" предлагается дополнить новой статьей 18.1, закрепляющей право органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществлять меры по увековечению памяти жертв политических репрессий и поддерживать деятельность организаций и граждан, направленную на увековечение памяти жертв политических репрессий.
В соответствии со статьей 2 законопроекта расширяется перечень социально ориентированных некоммерческих организаций, которым может оказываться поддержка органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ и иными федеральными законами.
При этом следует отметить, что согласно положениям подпункта 9.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) к самостоятельным полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится решение вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с пунктом 34 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городских поселений относится оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ. Оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям также отнесено и к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов (пункт 25 части 1 статьи 15 и пункт 33 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Таким образом, по мнению Комитета, хотя предлагаемые изменения и соотносятся с установленными полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по оказанию поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, расширение перечня указанных некоммерческих организаций потребует возможного увеличения затрат соответствующих органов на реализацию данных полномочий. Однако источников компенсации дополнительных затрат ни в пояснительной записке, ни в финансово-экономическом обосновании к законопроекту не приводится.
Кроме того, согласно статье 3 законопроекта пункт 2 статьи 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ предлагается дополнить положением, предусматривающим обязанность органов местного самоуправления при обнаружении мест захоронения массовых репрессий направлять в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Вместе с тем, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения (городского округа), охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения (городского округа) относятся только к вопросам местного значения городских поселений и городских округов соответственно (пункт 13 части 1 статьи 14 и пункт 18 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Тем самым, по мнению Комитета, положения законопроекта необходимо скорректировать с учетом положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ и разграничения компетенции органов местного самоуправления в зависимости от вида муниципального образования.
Отмеченное Комитетом замечание может быть учтено в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления полагает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона N 920179-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с увековечением памяти жертв политических репрессий" с учетом высказанных замечаний и рекомендовать Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.