Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 928614-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы Н.Н. Гончаром, Б.С. Кашиным, М.М. Абасовым, Н.В. Герасимовой
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие деятельность финансовых организаций, в целях приведения их в соответствие с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ).
Согласно проектируемой редакции абзаца второго пункта 4 статьи 32 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" соискатель лицензии вправе не направлять в саморегулируемую организацию документы, которые имеются у органа страхового надзора. При этом не предусмотрен механизм установления наличия документов у органа страхового надзора.
Согласно статье 3 законопроекта акционерные инвестиционные фонды вступают в "саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую акционерные инвестиционные фонды и управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов". В соответствии со статьей 57 Федерального закона от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" саморегулируемой организацией управляющих компаний является некоммерческая организация, имеющая соответствующее разрешение Банка России. Законопроектом предлагается признать данную статью утратившей силу. В связи с этим требуется внести изменения в абзац третий пункта 55 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), устанавливающий государственную пошлину за выдачу разрешения, подтверждающего статус саморегулируемой организации управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.
Обращаем внимание, что изменения в НК РФ могут быть внесены только отдельным федеральным законом и не могут быть включены в текст иного федерального закона (пункт 7 статьи 1 НК РФ).
Согласно проектируемой редакции части 4 статьи 5 Федерального закона от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон N 151-ФЗ) для внесения сведений в государственный реестр микрофинансовых организаций заявитель представляет в Банк России или в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка необходимые документы. Согласно части 3 проектируемой редакции статьи 14 Федерального закона N 151-ФЗ ведение государственного реестра микрофинансовых организаций осуществляется Банком России. При этом в законопроекте не предусмотрен механизм передачи сведений и документов от саморегулируемой организации Банку России в случае их предоставления именно в саморегулируемую организацию. Согласно изменениям, вносимым в статью 10 Федерального закона N 223-ФЗ, саморегулируемые организации передают Банку России документы только для государственной регистрации финансовой организации при создании и для получения лицензии (разрешения). Предлагаем в статью 10 Федерального закона N 223-ФЗ включить соответствующее положение о ведении государственного реестра.
Согласно новой части 1.1-1 статьи 7 Федерального закона N 151-ФЗ основанием для исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций может являться нарушение требований об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка. Полагаем, что данная норма не может носить диспозитивный характера, поскольку согласно статье 8 Федерального закона N 223-ФЗ и проектируемой статье 7.1 Федерального закона N 151-ФЗ микрофинансовые организации обязаны вступить в саморегулируемую организацию.
Согласно законопроекту деятельность саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ. Таким образом, условия вступления в саморегулируемую организацию, в том числе уплаты вступительных и членских взносов, регулируются Федеральным законом N 223-ФЗ, а не Федеральным законом "О саморегулируемых организациях". В связи с этим требуется внести изменения в пункт 32.1 статьи 346.16 НК РФ, согласно которому организация, находящаяся на упрощенной системе налогообложения, вправе отнести на расходы, учитываемые для целей налогообложения, вступительные, членские и целевые взносы, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях". В ином случае организации, которые обязаны вступить в саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, окажутся в неравном положении с организациями, которые вступают в иные саморегулируемые организации, поскольку не смогут уменьшить налоговую базу при применении упрощенной системы налогообложения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункт 32.1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ"
Положение часть 3 статьи 17 законопроекта, по нашему мнению, относится к предмету правового регулирования статьи 17.1 Федерального закона "Об инвестиционных фондах".
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.