Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 829818-6 "О внесении изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации"
(в части освобождения от обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт пенсионеров, достигших возраста 80 лет)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 829818-6 "О внесении изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Г.П. Хованской, С.М. Мироновым, В.К. Гартунгом, О.А. Ниловым, М.В. Емельяновым и др. (далее - законопроект), и считает возможным отметить следующее.
Законопроектом предлагается предоставить органам государственной власти субъектов Российской Федерации право освобождать от уплаты взносов на капитальный ремонт одиноко проживающих пенсионеров, достигших возраста 80 лет, семей, состоящих только из совместно проживающих пенсионеров, из которых хотя бы один достиг возраста 80 лет.
В этой связи Комитет считает возможным отметить, что законопроект направлен на поддержку социально незащищенных граждан, и обратить внимание на следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме независимо от возраста, социального и имущественного положения гражданина, у которого в собственности находится жилое помещение в таком многоквартирном доме.
В то же время при формировании фонда капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится в сроки, установленные региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (часть 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации). Собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта, могут досрочно провести капитальный ремонт при достаточности средств на счете. Однако, учитывая, что положения Жилищного кодекса Российской Федерации в части организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах стали реализовываться в среднем по стране, начиная с 2014 года, достаточность средств на специальных счетах для проведения комплексного капитального ремонта представляется сомнительной. Долгосрочный период формирования региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (Методическими рекомендациями по установлению минимального размера взноса, утвержденными приказом Минстроя России от 7 февраля 2014 года N 41/пр, рекомендуется формировать региональную программу капитального ремонта на срок в тридцать лет) обуславливает необходимость уплачивать собственниками помещений в многоквартирном доме взносов на капитальный ремонт постоянно, за исключением случая, предусмотренного частью 8 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, допускающей приостановление формирования фонда капитального ремонта. Это позволяет финансово обеспечить в установленный региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах срок проведение капитального ремонта и, как следствие, выполнить собственниками помещений обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в надлежащем состоянии. Однако, представляется несправедливым возлагать на одиноко проживающих пенсионеров, достигших возраста 80 лет, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт с учетом длительных сроков фактического проведения капитального ремонта и невысокой продолжительностью жизни граждан России (по данным Росстата в целом по России продолжительность жизни составляет 70,93 лет, у мужчин 65,29 лет, у женщин 76,49 лет).
Комитет поддерживает идею о создании специальных правовых механизмов, имеющих целью предоставления указанной категории граждан дополнительных мер социальной защиты.
Учитывая, что Жилищный кодекс Российской Федерации является правовым актом общего действия, регулирующим жилищные правоотношения, которые являются вопросами совместного ведения, и определяет полномочия органов государственной власти, законодатель вправе осуществлять разграничение соответствующих полномочий, конкретизировать полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, предлагаемое авторами законопроекта к наделению органов государственной власти субъектов Российской Федерации по освобождению пенсионеров, достигших возраста 80 лет, семей, состоящих только из совместно проживающих пенсионеров, из которых хотя бы один достиг возраста 80 лет, от уплаты взноса на капитальный ремонт входит в компетенцию законодателя и предмет регулирования Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем освобождение пенсионеров, достигших возраста 80 лет, семей, состоящих только из совместно проживающих пенсионеров, из которых хотя бы один достиг возраста 80 лет, от уплаты взноса на капитальный ремонт не должно приводить к ухудшению положения других собственников помещений в многоквартирном доме путем увеличения размера взноса на капитальный ремонт на величину подлежащую уплате освобожденной категории граждан. В связи с чем, предоставляемое субъектам Российской Федерации право требует финансового обеспечения. В соответствии с частью третьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать за счет средств субъектов Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает проект федерального закона N 829818-6 "О внесении изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.