Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1085784-6 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об исчислении времени"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 248-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 3 июня 2011 года N 107-ФЗ "Об исчислении времени", в соответствии с которыми Новосибирская область отнесена к 5 часовой зоне (МСК+3, московское время плюс три часа, UTC+6), при этом отменен переход на зимнее и летнее время.
Последствием этой, а также ранее проводимых часовых реформ стало то, что в настоящее время суточный счет времени в Новосибирской области не совпадает с естественным ритмом смены дня и ночи.
С принятием указанного Федерального закона световой день начинается задолго до пробуждения человека (в летние месяцы - в 3-4 часа), а заход наступает настолько рано, что большая часть второй половины дня, когда человек возвращается домой с работы (учебы и т.п.), приходится на темное время суток. Жители практически лишены возможности после трудового дня отдыхать на свежем воздухе, заниматься спортом, гулять с детьми, работать на садовых и приусадебных участках, заниматься иными хозяйственными делами (что особенно важно для жителей сельской местности). Особую актуальность это приобретет после дня летнего солнцестояния (22 июня), когда световой день идет на убыль. Так, в Новосибирской области заход солнца 22 июня текущего года наступит в 21 час, 17 августа - в 20 часов, 10 сентября - уже в 19 часов, 4 октября - в 18 часов, 13 декабря - в 16 часов.
При нахождении Новосибирской области в 5-й часовой зоне суточный счет времени не соответствует естественным биологическим ритмам человека, которому свойственно в светлое время суток вести активную деятельность, а в темное - отдыхать. В то же время в рекомендациях парламентских слушаний на тему "Законодательное регулирование исчисления времени на территории Российской Федерации", проводимых в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в 2012 году, указано следующее: "Зависимость биологических процессов от моментов восхода и захода Солнца давно доказана исследованиями российских и зарубежных ученых. <...> Чередование суточных циклов на молекулярном и генетическом уровне в зависимости от движения Солнца подтверждено исследованиями ученых-биологов, генетиков. В экспериментах доказано, что нарушение световых ритмов вызывает комплекс патологических состояний (так называемых "десинхронозов") и сокращает жизнь живых организмов".
Возникновение физиологического временного дисбаланса, связанного с ранними рассветами и ранними закатами, негативно сказывается не только на здоровье граждан, но и на социально-экономических показателях. Вследствие нарушения физиологически здорового режима труда и отдыха уменьшается работоспособность граждан, в результате чего снижается производительность труда, качество учебы и образования, увеличивается аварийность и травматизм из-за "человеческого фактора", увеличиваются затраты граждан и государства на восстановление здоровья. Неэффективное использование светлого времени суток и раннее наступление темного времени суток влечет экономические потери за счет увеличения расходования электроэнергии.
Важнейшее значение также имеет тот факт, что исторически Новосибирская область долгое время жила по времени UTC+7.
Так, в 1930 году при принятии решения о переходе на декретное время Западно-Сибирский край, объединявший до 1937 года современные Новосибирскую, Томскую, Кемеровскую области, Алтайский край, Республику Алтай, оказался разделенным практически пополам границей между пятым и шестым часовыми поясами. При выделении из его состава в 1937 году Новосибирской области такое деление сохранилось - с учетом декретного часового сдвига западная половина Новосибирской области и часть города Новосибирска на левом берегу жила по времени UTC+6, а восточная, включая часть города Новосибирска на правом берегу, - по декретному времени UTC+7. С 1957 по 1981 год уже вся Новосибирская область вместе с Томской, Кемеровской областями, Красноярским краем, Хакасией, Алтайским краем, и входившей тогда в состав Алтайского края Горно-Алтайской автономной областью жили по единому времени UTC+7.
С 1981 по 1994 год стало практиковаться введение летнего времени, опережающего поясное на 2 часа (UTC+8), а с 1995 года Новосибирская область жила с переводом стрелок на летнее и зимнее время (UTC+7 летом и UTC+6 зимой).
Таким образом, с 1930 года (в течение 85 лет) Новосибирская область, в основном, жила по времени UTC+7. Разница времени с Москвой при этом составляла 4 часа, что соответствовало биологическим ритмам большинства жителей региона, поскольку период бодрствования максимально приходился на светлое время суток, а период сна - на темное время. И график работы предприятий и организаций, и повседневная жизнь людей были приспособлены к этой системе.
Перевод Новосибирской области в 5 часовую зону (UTC+6), который был осуществлен в октябре 2014 года в связи с установлением зимнего времени, негативно отразился на большинстве жителей региона, которым еще не доводилось жить летом при зимнем времени. Потеря светлых часов при этом составляет около 200 часов в год.
Вопрос о переводе Новосибирской области в 6 часовую зону (UTC+7) был инициирован жителями региона, о чем свидетельствуют их многочисленные обращения в областные органы власти, обсуждения в средствах массовой информации.
Соседние регионы - Алтайский край, Республика Алтай и Томская область приняли решение о выступлении с законодательными инициативами о переводе указанных регионов, образующих единый западносибирский социально-экономический комплекс и исторически находящихся в одной часовой зоне, в 6 часовую зону (UTC+7). Отметим, что Кемеровская область, с которой указанные регионы и Новосибирская область также имеют прочные социально-экономические связи, и исторически жили по одному времени, в соответствии с Федеральным законом "Об исчислении времени" отнесена к 6 часовой зоне (UTC+7).
Представленный законопроект предусматривает перевод Новосибирской области из 5 часовой зоны в 6 часовую зону (МСК+4, московское время +4 часа, UTC+7), что является наиболее оптимальным исходя из природно-географических и социально-экономических условий региона. Его принятие позволит исключить возникшее несоответствие системы суточного счета времени естественным биологическим ритмам и природным процессам, что благоприятно скажется за здоровье граждан, обеспечит физиологически здоровый режим их труда и отдыха, повысит работоспособность и производительность труда.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об исчислении времени"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об исчислении времени" не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об исчислении времени"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об исчислении времени" внесения изменений в законодательство Российской Федерации не потребует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.