Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 916220-6 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, С.В. Ивановым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частями первой и второй статьи 8 Федерального закона от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) депутат Государственной Думы обязан поддерживать связь с избирателями, а также рассматривать обращения граждан и вести личный прием граждан. Согласно части третьей статьи 12 Федерального закона депутат Государственной Думы обязан принимать личное участие в заседании Государственной Думы, комитета, комиссии. Проектом федерального закона предлагается несоблюдение указанных требований установить в качестве основания досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. При этом право внесения соответствующего постановления предоставляется фракции.
В связи с данным предложением обращаем внимание на то, что законопроект не регламентирует вопрос о том, каким образом будет определяться неисполнение депутатом Государственной Думы указанных требований. При этом следует иметь в виду, что в отношении тех оснований досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, наличие которых нуждается в подтверждении, частью 5 статьи 4 Федерального закона предусмотрено осуществление образованным (определенным) в соответствии с Регламентом Государственной Думы органом проверки и оценки фактических обстоятельств, служащих основанием для досрочного прекращения полномочий. Далее орган принимает решение об установлении указанных оснований, и в течение 30 дней после этого принимается постановление Государственной Думы.
Законопроект устанавливает, что соответствующее постановление Государственной Думы принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы. Из данного положения остается совершенно неясным, как должен определяться этот день. Федеральный закон аналогичное правовое регулирование осуществляет в отношении тех оснований досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, который имеют безусловный характер и не нуждаются в доказывании, например, письменного заявления депутата Государственной Думы о сложении полномочий, избрания депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления и другие.
Таким образом, законопроект не отвечает критерию определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы, на необходимость соблюдения которого неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 04.1995 г. N 3-П, от 15.07.1999 г. N 11-П, от 25.02.2004 г. N 4-П).
В части первой статьи 8 Федерального закона, в которую законопроектом вносятся изменения, предусмотрены основания досрочного прекращения полномочий не только депутата Государственной Думы, но и члена Совета Федерации. Однако у него нет обязанности по поддержанию связи с избирателями.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "части первой статьи 8" следует читать "части первой статьи 4"
Исполняющий |
Т.А. Анчуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.