Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1086974-6 "О внесении изменения в статью 34 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Часть первая статьи 34 Федерального закона от 08 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Закон N 3-ФЗ) предусматривает, что члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, не имеющим жилой площади в городе Москве, на период осуществления ими своих полномочий в трехмесячный срок предоставляется служебное жилое помещение (квартира с мебелью и телефоном) в порядке и на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.
Жилое помещение в городе Москве выделяется указанным субъектам уполномоченным органом на период осуществления ими полномочий в составе палаты Федерального Собрания Российской Федерации. Поскольку в данном случае речь идет об особом субъекте, то и порядок определения количества и качества служебных жилых помещений определяется с учетом специфики Федерального Собрания Российской Федерации как законодательного (представительного) органа власти Российской Федерации.
В качестве уполномоченного органа в данном случае на основании пункта 2 части 2 Положения об Управлении делами Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 2008 года N 1370, выступает Управление делами Президента Российской Федерации, которое осуществляет социально-бытовое обслуживание, а также обеспечение жилыми помещениями членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункта 2 части 2" следует читать "подпункта 2 пункта 2"
Понятие служебного жилого помещения предполагает, что такое жилье предоставляется гражданам временно в связи с выполнением ими трудовых обязанностей и предназначается для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.
Специфика служебного жилья заключается в том, что право на пользование им возникает у гражданина с момента возникновения трудовых отношений (в данном случае с момента назначения, избрания на должность в соответствующую палату Федерального Собрания Российской Федерации) и прекращается в момент утраты статуса члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, т.е. по истечении срока полномочий конкретного гражданина. По истечении срока полномочий право пользований служебным жилым помещением прекращается, что указывает на обязанность гражданина освободить такое жилое помещение вместе с семьей, передав его в том же состоянии и оборудовании, в котором оно было предоставлено.
Поэтому оснащение служебных жилых помещений мебелью и другими необходимыми для проживания предметами за счет членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, в связи с временным характером проживания в них представляется нецелесообразным.
Предоставляемое жилое помещение должно соответствовать установленным требованиям для служебных жилых помещений, находящихся в ведении Управления делами Президента Российской Федерации. Указанные требования направлены на обеспечение возможности вселения в такое жилое помещение и проживания в нем семьи члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.
Закон гарантирует минимальный перечень необходимых для проживания условий (квартира с мебелью и телефоном), которые признаются наиболее важными и существенными.
Вместе с тем, служебные жилые помещения, предоставляемые Управлением делами Президента Российской Федерации членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы и членам их семей, помимо мебели и телефона, оснащаются всеми необходимыми для проживания предметами и оборудованием, перечень которых установлен Табелем оснащения служебного жилого помещения депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного 16 мая 2012 года Управляющим делами Президента Российской Федерации по согласованию с Председателем Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы.
Поскольку в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N 3-ФЗ по объему социальных гарантий члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы приравниваются к федеральному министру; Председатель палаты, заместители Председателя палаты - к Председателю Правительства Российской Федерации, Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации соответственно, утвержденный Управляющим делами Президента Российской Федерации перечень необходимых для проживания в служебном жилом помещении предметов предусматривает их соответствие статусу членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы.
Изменение оснащения служебных жилых помещений по желанию нанимателей по общему правилу не допускается или допускается в исключительных случаях за счет собственных средств.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 35 Закона N 3-ФЗ расходы, связанные с материальным обеспечением деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, осуществляются за счет средств, перечисляемых соответственно Советом Федерации, Государственной Думой на счета соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций.
Начиная с 2009 года бюджетные ассигнования на указанные цели ежегодно предусматриваются не Государственной Думе и Совету Федерации, а Управлению делами Президента Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Как отмечено Счетной палатой Российской Федерации в Акте по результатам контрольного мероприятия "Проверка использования средств федерального бюджета, выделенных в 2013-2014 годах Управлению делами Президента Российской Федерации на эксплуатацию административных зданий, сооружений и жилищного фонда", приобретение материальных запасов для обеспечения служебных жилых помещений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы за счет средств субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на 2013-2014 годы, а также приобретение основных средств (сплит-систем) для обеспечения служебных жилых помещений депутатов Государственной Думы за счет средств субсидии на иные цели не имели законных оснований.
Учитывая изложенное, с целью дальнейшего устранения нарушений установленного порядка использования средств федерального бюджета, необходимо внести соответствующее изменение в Федеральный закон от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", предусмотрев в части 1 статьи 34 возможность оборудования служебных жилых помещений, предоставляемых членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы на период осуществления ими своих полномочий, не только мебелью и телефоном, но и всеми необходимыми для проживания предметами, перечень которых устанавливается соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим социально-бытовое обслуживание членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, т.е. с Управлением делами Президента Российской Федерации.
Учитывая, что имеющиеся служебные жилые помещения уже оснащены необходимыми для проживания предметами, дополнительного финансирования данного законопроекта не потребуется.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 34 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 34 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и его реализация не потребуют выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 34 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 34 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.