Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 914182-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Подпункты "а" и "б" пункта 2 статьи 1 проекта федерального закона исключают из Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральный закон) понятия "эксплуатирующая организация", "собственник гидротехнического сооружения", а также вносят изменения в статью 7 Федерального закона "Российский регистр гидротехнических сооружений", в связи с чем в соответствующем уточнении нуждаются положения абзаца 5 статьи 4, абзацев 4 и 9 статьи 5, абзаца 9 части 1 и части 2 статьи 9, части 3 статьи 11, части 3 статьи 12.1, части 4 статьи 14, части 2 статьи 21 Федерального закона, статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", пункта 2 части 1.1 статьи 13.1, пункта 2 части 6 статьи 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), части 24 статьи 13 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 37-ФЗ "Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период", статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель".
Проектом изменяется понятие "критерии безопасности гидротехнического сооружения" (подпункт "в" пункта 2 статьи 1 проекта), в результате изменений обязанность по установлению указанных критериев возлагается на владельцев гидротехнических сооружений (вместо их утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений). В связи с этим полагаем, что нуждается в уточнении понятие "допустимый уровень риска аварии гидротехнического сооружения" (абзац 10 статьи 3 Федерального закона) в части установления соответствующих значений риска нормативными документами (не ясно, кем они утверждаются). Если указанные значения определяются соответствующим федеральным органом исполнительной власти, то, учитывая содержание понятия "критерии безопасности гидротехнического сооружения", обязанность владельцев гидротехнических сооружений утверждать указанные критерии будет носить формальный характер. Кроме того, проектируемая норма нуждается в обсуждении с учетом того, что декларация безопасности, являясь основным документом, который содержит сведения о соответствии критериям безопасности, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 и проектируемая часть 4 статьи 10 Федерального закона); проектируемые изменения следует рассматривать также во взаимосвязи со статьями 4, 5, 8 Федерального закона с учетом изменений в них, например, на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возлагается полномочие по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях на основе общих требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, определенных в статье 8 Федерального закона, которая относит к их числу в том числе установление критериев безопасности гидротехнических сооружений).
Проектируемое понятие "территория гидротехнического сооружения" (подпункт "д" пункта 2 статьи 1 проекта) следует уточнить в части наименования "законодательства Российской Федерации в области мелиорации земель" с учетом его состава (состоит в том числе из законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации), а также с учетом того, что указанное законодательство является частью земельного законодательства.
При проектировании понятия "эксплуатация гидротехнического сооружения" (подпункт "е" пункта 2 статьи 1 проекта) следует указать, что она осуществляется в соответствии с правилами их эксплуатации (статья 9 Федерального закона).
В связи с изменениями абзаца 2 статьи 5 Федерального закона, норма которой в результате проектируемых изменений будет носить общий характер, потребуется уточнить абзацы 5 и 9 указанной статьи (см. также понятие "декларация безопасности гидротехнического сооружения").
В соответствии с проектируемой статьей 7 Федерального закона гидротехнические сооружения регистрируются в Российском регистре гидротехнических сооружений (далее - Регистр) при поступлении в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности гидротехнического сооружения. В то же время проектируемой частью 1 статьи 10 Федерального закона предусматривается, что в отношении гидротехнических сооружений I, II, III классов эта декларация составляется и представляется владельцем гидротехнического сооружения в указанные федеральные органы при проектировании, эксплуатации, консервации и ликвидации гидротехнического сооружения. В связи с этим полагаем, что проектируемые нормы нуждаются в уточнении в целях исключения двойной регистрации в Регистре одного и того же гидротехнического сооружения. Кроме того, проектируемая в статье 9 Федерального закона обязанность владельца гидротехнического сооружения обеспечить регистрацию в Регистре сформулирована неопределенно (возможна ли эксплуатация гидротехнического сооружения без регистрации, применима ли проектируемая классификация к уже эксплуатируемым гидротехническим сооружениям).
Проектируемый абзац 8 части 1 статьи 9 Федерального закона обусловливает необходимость внесения изменений в статью 4 Федерального закона в части соответствующего полномочия Правительства Российской Федерации.
Проектируемый абзац 9 статьи 9 Федерального закона, обязывающий владельца гидротехнического сооружения создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения только на гидротехнических сооружениях I и II классов, нуждается в уточнении с учетом положений статьи 1 Федерального закона, в соответствии с которой все гидротехнические сооружения потенциально опасны и повреждения на них могут привести к чрезвычайной ситуации. Кроме того, следует учесть положения статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", обязывающие все организации создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях.
Проектируемая часть 4 статьи 10 Федерального закона требует уточнения с учетом положений статьи 7 Федерального закона о регистрации всех гидротехнических сооружений в Регистре, а также в части получения разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения на уже эксплуатируемое гидротехническое сооружение.
Проектируемые изменения подпунктов "а" и "б" пункта 11 статьи 1 проекта нуждаются в согласовании с учетом положений части 5 статьи 13 Федерального закона. Кроме того, указанный проектируемый подпункт "б" нуждается в уточнении в части периодичности проведения проверок гидротехнических сооружений I класса с учетом положений части 13 статьи 13 Федерального закона и статьи 13.1 Федерального закона N 294-ФЗ, устанавливающих режим постоянного государственного контроля (надзора) на указанных объектах, а также иных положений Федерального закона N 294-ФЗ в части случаев, когда соответствующие проверки не проводятся.
Замечания по юридико-техническому оформлению законопроекта переданы в Комитет в рабочем порядке. Обращаем внимание на сроки вступления в силу проектируемого федерального закона.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.