Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1100280-6 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона подготовлен в целях обеспечения дополнительных гарантий прав граждан, являющихся заемщиками, имеющими обязательства, выраженные в иностранной валюте, по кредитным договорам, обеспеченным ипотекой.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации, начиная с 2006 года, на территории Российской Федерации было выдано более 95 тыс. ипотечных жилищных кредитов в иностранной валюте на общую сумму более 1,2 трлн. руб., из них только за последние три года - 19,7 тыс. кредитов.
Начиная с 2014 года, наметилась негативная тенденция роста просроченной задолженности, что вызвано изменившимся курсом рубля по отношению к иностранным валютам. Если в январе 2014 года размер просроченной задолженности по ипотечным жилищным кредитам составлял чуть более 14 млрд. руб., то по состоянию на 1 марта 2016 года указанный показатель достиг 28,3 млрд. руб., а общий объем прав требований, приобретенных банками по ипотечным жилищным кредитам, достиг на указанную дату 35 млрд. руб.
Для многих граждан, заключивших кредитные договоры в иностранной валюте, приобретенное жилое помещение является единственным, платежи по ипотеке значительно выросли, что ставит людей в тяжелейшую финансовую ситуацию.
Центральным банком Российской Федерации в письме от 23 января 2015 года N 01-41-2/423 "О реструктуризации ипотечных жилищных ссуд в иностранной валюте" было рекомендовано банкам рассмотреть вопрос о реструктуризации ипотечных жилищных ссуд, предоставленных физическим лицам в иностранной валюте до 1 января 2015 года, используя при конвертации официальный курс иностранной валюты, установленный Банком России по состоянию на 1 октября 2014 года, а также применять ставки, соизмеримые со ставками по выдаваемым кредитными организациями ипотечным жилищным ссудам в рублях.
В связи с изложенными обстоятельствами проектом предусматривается ряд изменений федерального законодательства:
- установление запрета на заключение кредитных договоров, договоров займа, заключенных не в целях осуществления предпринимательской деятельности физическими лицами, обязательства которых по указанным договорам обеспечены ипотекой жилого помещения, являющегося для указанных физических лиц и членов их семей единственным пригодным для проживания жилым помещением;
- предусматривается обязанность судебного пристава-исполнителя отложить на срок не превышающий 3 лет исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения в отношении должников - граждан по исполнительным производствам об обращении взыскания на жилое помещение, выступающее в качестве обеспечения исполнения обязательств должника - гражданина по кредитному договору, договору займа, который был им заключен в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, при условии, что такой договор был заключен в иностранной валюте, а жилое помещение, на которое обращено взыскание, является для должника и членов его семьи единственным пригодным для проживания. Указанное изменение предлагается на срок до 1 января 2020 года при условии, что соответствующие исполнительные производства были возбуждены после 1 января 2015 года (т.е. после возникновения негативных последствий роста курсов иностранных валют по отношению к российскому рублю);
- предусматривается, что с момента вступления в силу Федерального закона кредитные договоры, договоры займа, которые заключены кредитными организациями с физическими лицами в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства по которым обеспечены ипотекой жилых помещений, являющихся для указанных физических лиц и членов их семей единственными пригодными для проживания жилыми помещениями, и размер денежных обязательств по которым выражен в иностранной валюте, подлежат изменению в целях выражения указанных денежных обязательств в российских рублях. Порядок изменения указанных договоров, срок перевода денежных обязательств в российские рубли определяется Центральным Банком Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие настоящего Федерального закона не потребует дополнительных расходов бюджета Российской Федерации.
Перечень
законов Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует внесения изменений в иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.