Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1099964-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части создания условий для трудоустройства граждан Российской Федерации в возрасте до 25 лет"
Досье на проект федерального закона
Согласно официальным данным Росстата доля населения Российской Федерации в возрасте от 18 до 25 лет составляет примерно 8 процентов. Вместе с тем именно на эту группу населения приходится наибольшей удельный вес (более 20 процентов) в структуре безработных граждан Российской Федерации. Многие молодые люди не могут найти работу после окончания образовательных учреждений из-за отсутствия опыта (эта проблема усиливается в условиях кризиса), им сложно менять работу, чтобы найти более выгодные условия. Также возникают трудности и с обустройством на новом месте, когда есть возможность устроиться на работу в другом городе.
Для разрешения этой ситуации необходимо применение системных государственных мер, направленных на поддержку трудоустройства российской молодежи, создания эффективных социальных лифтов, реализации национальной кадровой политики.
Молодежь должна рассматриваться в качестве стратегического ресурса социального и экономического развития России, а создаваемое новое рабочее место для молодого специалиста, инженера, рабочего - как источник получения средне- и долгосрочной экономической выгоды.
В этой связи проектом федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части создания условий для трудоустройства граждан Российской Федерации в возрасте до 25 лет" предлагается реализовать стимулирующий механизм по созданию рабочих мест для молодых граждан Российской Федерации, окончивших образовательные учреждения.
Речь идет об установлении порядка, при котором государство оказывает молодым людям содействие в трудоустройстве (а также обустройстве на новом месте в случае изменения места жительства), как в государственном секторе, так и на частные предприятия. Последним при этом оказывается государственная поддержка с помощью механизма субсидирования.
Для покрытия данных расходов предлагается разработка и реализация региональных программ содействия трудоустройству молодежи (далее - региональные программы), реализуемых на условиях софинансирования за счет средств федерального и регионального бюджетов.
Механизм содействия занятости молодежи работает следующим образом: субъект Российской Федерации заключает с работодателями соглашение об участии в региональной программе и выдает сертификат на трудоустройство граждан, гарантирующий оказание государственных мер поддержки.
Предполагается, что стоимость сертификата на привлечение трудовых ресурсов составит 225 тыс. рублей. В основу расчета предполагаемых расходов (прилагаются в финансово-экономическом обосновании к законопроекту) легли расчеты Правительства Российской Федерации, приложенные к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов" (Федеральный закон от 22.12.2014 N 425-ФЗ).
При этом финансовое обеспечение указанной поддержки предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из расчета 150 тыс. рублей на 1 человека, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации из расчета 75 тыс. рублей на 1 человека. Правительством Российской Федерации в рамках осуществляемой бюджетной политики могут быть предложены иные соотношения расходов Федерации и регионов.
Региональная программа утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом последний обеспечивает методическую поддержку региональных программ, в том числе утверждает типовую региональную программу, порядок предоставления сертификата на трудоустройство гражданина и его форму, требования к критериям отбора работодателей, которым будет оказываться соответствующая поддержка.
Обязательным требованием реализации региональной программы является также контроль за соблюдением работодателем условий, предусмотренных соглашением о трудоустройстве и сертификатом.
В 2017 году положения законопроекта могут быть реализованы в пилотном режиме в 4 субъектах Российской Федерации, исходя из охвата 15 тыс. участников. В 2018 году к данной программе привлекается 70 тыс. участников, в 2019 году - 110 тыс. участников и в 2020 году - 150 тыс. участников. При этом совокупные расходы федерального бюджета на реализацию региональных программ содействия трудоустройству граждан в возрасте до 25 лет в 2017-2020 гг. составят 51,75 млрд. рублей. Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации на указанные цели за аналогичный период составят 25,88 млрд. рублей.
Данные расчеты сделаны исходя из предполагаемых возможностей бюджетной системы Российской Федерации. При наличии дополнительных ресурсов возможно (и необходимо) расширение оказываемой государственной помощи. Также субъекты Российской Федерации могут самостоятельно реализовывать свои программы помощи молодежи.
В целях обеспечения положительного эффекта от финансовой поддержки, оказываемой работодателю при трудоустройстве гражданина Российской Федерации в возрасте до 25 лет, целесообразно предусмотреть специальный порядок учета указанных средств, а также освободить от обложения НДФЛ средства, получаемые работником в рамках предоставления соответствующих мер поддержки. В этой связи представляется целесообразным в течение трех месяцев со дня вступления в силу проектируемых норм внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации.
При оценке финансово-экономических последствий принятия проекта федерального закона необходимо принимать во внимание соотношение затрат, которые понесет бюджет при реализации предлагаемого механизма, и полученной от его реализации экономической выгоды. Экономический эффект от 1 рабочего места в Российской Федерации в ВВП Российской Федерации по последним данным оценивался примерно 935 066 рублей (приводились в пояснительной записке к вышеупомянутому Федеральному закону N 425-ФЗ).
В расчете на предполагаемое число участников указанных региональных программ, которые займут вакантные и вновь создаваемые рабочие места, экономический эффект составит в 2017 году 14,026 млрд. рублей, в 2018 году - 79,481 млрд. рублей, в 2019 году - 182,338 млрд. рублей, в 2020 году - 322,598 млрд. рублей
Реализация предлагаемых законопроектом мер позволит стимулировать работодателей к созданию необходимых условий для трудоустройства российской молодежи, исключит ее маргинализацию в условиях кризиса, создаст кадровые лифты и в целом будет эффективной антикризисной мерой.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части создания условий для трудоустройства граждан Российской Федерации в возрасте до 25 лет"
В основу расчетов предполагаемых расходов легли расчеты Правительства Российской Федерации, приведенные к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов".
Предположительная оценка возникающих расходов на 1 человека составляет:
на проезд - от 3,5 тыс. до 50 тыс. рублей;
на обустройство - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей;
на наем или аренду жилья - от 34 тыс. до 130 тыс. рублей в год;
на обучение - от 10 тыс. до 250 тыс. рублей.
Таким образом, в среднем затраты работодателя на привлечение 1 работника из другого региона составляют примерно 300 тыс. рублей. Данная сумма может фактически оказаться меньше за счет активного привлечения к труду граждан в возрасте до 25 лет в соответствующем субъекте Российской Федерации (что позволит добиться эффекта экономии от масштаба).
Предполагается, что предоставление работодателю сертификата на привлечение трудовых ресурсов стоимостью 225 тыс. рублей, позволит компенсировать ему от 75%-100% указанных затрат.
Финансовое обеспечение указанной поддержки предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из расчета 150 тыс. рублей на 1 человека, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации из расчета 75 тыс. рублей на 1 человека.
Объем средств федерального бюджета, необходимых для софинансирования реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов в 2017 - 2020 годах (при нормативе 150 тыс. рублей на 1 человека), составляет:
в 2017 году - 2,25 млрд. рублей (на реализацию пилотных проектов в 4 субъектах Российской Федерации, исходя из 15 тыс. участников: 150 тыс. рублей х 15 тыс. человек = 2,25 млрд. рублей);
в 2018 году - 10,5 млрд. рублей (исходя из 70 тыс. участников: 150 тыс. рублей х 70 тыс. человек = 10,5 млрд. рублей);
в 2019 году - 16,5 млрд. рублей (исходя из 110 тыс. участников: 150 тыс. рублей х 110 тыс. человек = 16,5 млрд. рублей);
в 2020 году - 22,5 млрд. рублей (исходя из 150 тыс. участников: 150 тыс. рублей х 150 тыс. человек = 22,5 млрд. рублей).
Объем средств бюджетов субъектов Российской Федерации, необходимых для софинансирования реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов в 2017 - 2020 годах (при нормативе 75 тыс. рублей на 1 человека), составляет:
в 2017 году - 1,13 млрд. рублей (на реализацию пилотных проектов в 4 субъектах Российской Федерации, исходя из 15 тыс. участников: 75 тыс. рублей х 15 тыс. человек = 1,13 млрд. рублей);
в 2018 году - 5,25 млрд. рублей (исходя из 70 тыс. участников: 75 тыс. рублей х 70 тыс. человек = 5,25 млрд. рублей);
в 2019 году - 8,25 млрд. рублей (исходя из 110 тыс. участников: 75 тыс. рублей х 110 тыс. человек = 8,25 млрд. рублей);
в 2020 году - 11,25 млрд. рублей (исходя из 150 тыс. участников: 75 тыс. рублей х 150 тыс. человек = 11,25 млрд. рублей).
Таким образом, совокупные расходы федерального бюджета на реализацию региональных программ содействия трудоустройству граждан в возрасте до 25 лет в 2017-2020 гг. составит 51,75 млрд. рублей. Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации на указанные цели за аналогичный период составят 25,88 млрд. рублей.
При оценке финансово-экономических последствий принятия проекта федерального закона необходимо принимать во внимание соотношение затрат, которые понесет бюджет при реализации предлагаемого механизма, и полученной от его реализации экономической выгоды. Экономический эффект от 1 рабочего места в Российской Федерации в ВВП Российской Федерации составляет примерно 935 066 рублей.
В расчете на предполагаемое число участников указанных региональных программ, которые займут вакантные и вновь создаваемые рабочие места, экономический эффект составит в 2017 году 14,026 млрд. рублей, в 2018 году - 79,481 млрд. рублей, в 2019 году - 182,338 млрд. рублей, в 20^0 году - 322,598 млрд. рублей.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части создания условий для трудоустройства граждан Российской Федерации в возрасте до 25 лет"
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки нормативного правового акта |
Срок подготовки нормативного правового акта |
Краткое описание (цель, предмет и содержание) нормативного правового акта |
Ответственные исполнители |
1. |
Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации" |
В целях реализации положений Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части создания условий для трудоустройства граждан Российской Федерации в возрасте до 25 лет" потребуется подготовка подзаконных нормативных правовых актов. Полномочия по разработке указанных нормативных правовых актов целесообразно возложить на Минтруд России |
В течение шести месяцев со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части создания условий для трудоустройства граждан Российской Федерации в возрасте до 25 лет" |
Постановлением за Минтрудом России закрепляются следующие полномочия: утверждение типовой региональной программы трудоустройства граждан Российской Федерации в возрасте до 25 лет; утверждение порядка предоставления сертификата на трудоустройство гражданина Российской Федерации в возрасте до 25 лет и его формы; утверждение требований к критериям отбора работодателей, которым оказывается поддержка в рамках региональной программы трудоустройства граждан Российской Федерации в возрасте до 25 лет. |
Минтруд России |
2. |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления субъектам Российской Федерации, субсидий на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на трудоустройство граждан Российской Федерации в возрасте до 25 лет" |
Принятие постановления необходимо для предоставления субъектам Российской Федерации субсидий на реализацию региональных программ трудоустройства граждан Российской Федерации в возрасте до 25 лет |
В течение шести месяцев со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части создания условий для трудоустройства граждан Российской Федерации в возрасте до 25 лет" |
Принятие постановления позволит предоставлять субъектам Российской Федерации субсидий на реализацию региональных программ трудоустройства граждан Российской Федерации в возрасте до 25 лет |
Минфин России Минтруд России |
3. |
Приказ Минтруда России "Об утверждении типовой региональной программы трудоустройства граждан Российской Федерации в возрасте до 25 лет" |
Необходимость обеспечения единообразия при реализации норм Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части создания условий для трудоустройства граждан Российской Федерации в возрасте до 25 лет" касающихся разработки региональных программ трудоустройства граждан Российской Федерации в возрасте до 25 лет |
В течение шести месяцев со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части создания условий для трудоустройства граждан Российской Федерации в возрасте до 25 лет" |
Принятие приказа позволит установить единую форму региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов для всех субъектов Российской Федерации |
Минтруд России |
4. |
Приказ Минтруда России "Об утверждении формы и порядка предоставления сертификата на трудоустройство гражданина Российской Федерации в возрасте до 25 лет" |
Необходимость обеспечения единообразия при реализации норм Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части создания условий для трудоустройства граждан Российской Федерации в возрасте до 25 лет", касающихся предоставления сертификата |
В течение шести месяцев со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части создания условий для трудоустройства граждан Российской Федерации в возрасте до 25 лет" |
Принятие приказа позволит установить для всех субъектов Российской Федерации единые форму и порядок предоставления сертификата |
Минтруд России |
5. |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка и условий согласования региональных программ трудоустройства граждан Российской Федерации в возрасте до 25 лет" |
Принятие постановления необходимо для установления механизма рассмотрения и согласования на федеральном уровне региональных программ трудоустройства граждан Российской Федерации в возрасте до 25 лет |
В течение шести месяцев со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части создания условий для трудоустройства граждан Российской Федерации в возрасте до 25 лет" |
Принятие постановления позволит создать межведомственную комиссию, которая будет рассматривать региональные программы трудоустройства граждан Российской Федерации в возрасте до 25 лет, установить порядок ее формирования и работы, а также определить условия, которым указанные региональные программы должны соответствовать |
Минтруд России Минэкономразвития России Минпромторг России Минкульт России |
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части создания условий для трудоустройства граждан Российской Федерации в возрасте до 25 лет"
N п/п |
Наименование проекта федерального закона |
Обоснование необходимости подготовки проекта федерального закона |
Срок подготовки проекта федерального закона |
Краткое описание (цель, предмет и содержание) |
Ответственные исполнители |
1. |
"О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" |
В целях обеспечения положительного эффекта от финансовой поддержки, оказываемой работодателю при трудоустройстве гражданина Российской Федерации в возрасте до 25 лет, целесообразно предусмотреть иной порядок учета указанных средств, а также освободить от обложения налогом на доходы физических лиц средства, получаемые работником в рамках предоставления мер поддержки |
В течение трех месяцев со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части создания условий для трудоустройства граждан Российской Федерации в возрасте до 25 лет" |
Принятие Федерального закона позволит создать дополнительные условия для трудоустройства молодежи |
Минтруд России Минфин России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.