Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1101980-6 "О внесении изменений в статьи 2.9 и 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(в части вопросов либерализации административной ответственности, в том числе при длящемся административном правонарушении - самовольном переустройстве и (или) перепланировке жилого дома и (или) жилых помещений, в том числе перепланировке жилых помещений в многоквартирных домах)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 2.9 и 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части вопросов либерали административной ответственности, в том числе при длящемся административном правонарушении - самовольном переустройстве и (или) перепланировке жилого дома и (или) жилых помещений, в том числе перепланировку жилых помещений в многоквартирных домах) предлагает новацию в регулировании общественных отношений в жилищной сфере, связанных с проведением российским государством политики, исходящей из конституционных положений о правовом социально ориентированном статусе, исходя из тенденции роста правосознания в современном гражданском обществе.
Концепцией законопроекта предусматривается освобождение (не применение) от административного наказания (предлагаемая новация по дополнению частью второй статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и другими федеральными законами. Также вводится новация по дополнению примечанием в статью 7.21 КоАП РФ - о неприменении процедуры административного преследования (административной ответственности) за самовольное переустройство и (или) перепланировку жилого дома и (или) жилых помещений, в том числе перепланировку жилых помещений в многоквартирных домах - когда гражданин (правонарушитель) обращается добровольно в "орган, осуществляющий согласование" с вопросом о легализации (узаконивания) давно произведенного улучшения жилищных условий, даже по малозначительным переустройствам, однако получает в ответ административный штраф и направление в суд для утверждения своего права на улучшенные жилищные условия, так как согласно части 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации только "на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью". Данная категория судебных разбирательств в настоящее время составляет значительное число дел, при этом оспариваются как "наложенные" административные наказания по статье 7.21 КоАП РФ, так и иные вопросы, связанные с узакониванием переустройств (см., например, http://plan-home.ru/sudpr/338/ и др.).
Авторы законопроекта считают, что не требуется особых дискуссий либо доказательств о необходимости и возможности освобождения от административного наказания в указанных ситуациях, когда гражданин встал на путь законопослушания. Кроме того, как показывает российская и международная практика в сфере наказаний - как уголовных, так и административных, ужесточение санкций и ожидание "незамедлительного исправления" в порядке превентивных позиций - это перманентное одностороннее движение, не приносящее ни позитивных, ни моральных, ни социальных, ни экономических результатов.
Целью законопроекта предполагается не ужесточение наказания, а совершенствование доктрины административно-правовой ответственности, включающей меры не только неуклонного применения административного наказания, в том числе по указанной категории в жилищных правоотношениях длящихся правонарушений, как пока основной российской законодательной тенденции, но и содействия в защите интересов граждан путем повышения эффективности гуманитарной государственной политики в части возможного освобождения от ответственности. То есть в случаях, когда гражданин - собственник жилого помещения добровольно решил легализовать факт самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого дома, или жилого помещения, или перепланировки жилого помещений в многоквартирном доме, и т.д.
Данная позиция авторов законопроекта не бесспорна, однако государство не может "перманентно идти" по пути расширения и ужесточения административных правовых санкций и при этом не учитывать ни позиций человеческого фактора, ни тенденций расширения негативного влияния "нигилисткого" отношения к требованиям, связанными с различными переустройствами и (или) перепланировками жилого дома, или жилого помещения, или перепланировками жилого помещений в многоквартирном доме. Особенно когда в СМИ постоянно проходит информация, призывающая людей к жилищным удобствам демонстрируются тысячи вариантов квартирных ремонтов, но при этом нет "бегущей строки" о необходимости предварительного разрешения на демонстрируемые ремонты.
Концепция законопроекта не посягает на приоритетные ценности общества и не дискредитирует цели административного наказания.
Как усматривается из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации "в соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как в правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (статьи 1, 2, 17 и 18). Правосудие по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах" (см., например, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2002 N 13-п, постановления от 25.01.2001 N 1-П, от 27.04.2001 N 7-П, от 17.07.2002 N 13-П, от 25.04.2011 N 6-П, определения от 09.04.2003 N 172-О, от 07.12.2010 N 1570-О-О) по вопросам, которые по своему существу относятся к основам правопорядка, в части усиления и достаточности управляющего воздействия на такой специфический участок общественных отношений, объектом которого являются жилищные споры и жилищные правоотношения. Данную позицию поддерживает и Верховный Суд Российской Федерации в своем Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".
Концепция законопроекта предусматривает применение предлагаемого федерального закона к правоотношениям в сфере жилищных отношений, возникшим до введения его в действие, то есть применение обратной силы, что допускается, согласно положению части 2 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 2.9 и 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части вопросов либерализации административной ответственности, в том числе при длящемся административном правонарушении - самовольном переустройстве и (или) перепланировке жилого дома и (или) жилых помещений, в том числе перепланировке жилых помещений в многоквартирных домах)
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 2.9 и 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части вопросов либерализации административной ответственности, в том числе при длящемся административном правонарушении - самовольном переустройстве и (или) перепланировке жилого дома и (или) жилых помещений, в том числе перепланировке жилых помещений в многоквартирных домах) не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета либо изменений финансовых обязательств государства.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утративших силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 2.9 и 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части вопросов либерализации административной ответственности, в том числе при длящемся административном правонарушении - самовольном переустройстве и (или) перепланировке жилого дома и (или) жилых помещений, в том числе перепланировке жилых помещений в многоквартирных домах)
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 2.9 и 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части вопросов либерализации административной ответственности, в том числе при длящемся административном правонарушении - самовольном переустройстве и (или) перепланировке жилого дома и (или) жилых помещений, в том числе перепланировке жилых помещений в многоквартирных домах) не требуется признание утративших силу, приостановления, изменения федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.