Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1103520-6 "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты"
Досье на проект федерального закона
Необходимость внесения изменений в действующее законодательство касательно привлечения нотариусов к осуществлению функций по регистрации перехода права на ценные бумаги обусловлена тем, что в настоящий момент нормативное регулирование порядка передачи прав акционеров на принадлежащие им акции находится в процессе становления, давая почву для злоупотреблений различного характера.
В частности, на практике нередко встречаются ситуации, когда право на акции уже перешло к новому владельцу, а сведения об этом не отражены в реестре акционеров общества, когда собственники акций лишаются своих имущественных прав вопреки своей воле, а доступ к информации об участниках хозяйственных обществ свободно получают различные лица, имеющие корыстные намерения.
В этой связи возникла необходимо принять позитивный опыт регулирования порядка учета прав акционеров с участием специализированных регистраторов, подконтрольных Центральному банку, и дополнить его опытом и авторитетом нотариального сообщества.
В настоящее время ведение реестров всех российских акционерных обществ осуществляют 39 регистраторов. Регистраторы имеют разветвленные филиальные сети. Так, регистраторы, входящие в первую пятерку, имеют по 25 - 45 филиалов в различных городах РФ. Регистраторы и их филиалы присутствуют практически во всех городах - столицах субъектов РФ. Филиалы регистраторов также присутствуют в некоторых крупных промышленных городах, таких как: Тольятти, Череповец, Набережные Челны, Дзержинск и пр.
В то же время регистраторы не представлены во всех остальных крупных населенных пунктах и даже в некоторых столицах субъектов РФ. Кроме этого ни один регистратор не представлен во всех субъектах РФ. Например, АО "СТАТУС", являясь одним из самых крупных регистраторов, присутствует на территории 30 субъектов РФ.
В случае, если акционер АО территориально удален от регистратора (филиала), осуществляющего ведение реестра акционеров данного общества, он вынужден затратить значительное время и средства для переезда в офис регистратора.
Акционер вправе вместо посещения офиса регистратора обратиться к нотариусу для удостоверения своей подписи на правоустанавливающих документах, а затем направить указанные документы в адрес регистратора по почте. Такой механизм предусматривает дополнительные расходы акционера на услуги нотариуса и услуги почты. При этом он всегда включает в себя дополнительные риски для регистратора, который должен полагаться на достоверность документов, полученных по почте от неизвестного акционера, подпись которого заверена неизвестным нотариусом.
Описанные выше обстоятельства делают целесообразным наделение нотариусов полномочиями по регистрации перехода права на ценные бумаги, которые в соответствии со ст. 8.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" мог бы осуществлять функции по идентификации акционера и приема от него документов, необходимых регистратору для совершения операции в реестре, а также по их передаче регистратору. Исполнение нотариусом функций трансфер-агента снизило бы издержки акционера, сократило бы время на совершение операции в реестре, снизило бы риски регистратора на проведение операций в реестре.
Данное нотариальное действие ускоряет исполнение сделок по купле-продаже ценных бумаг. Когда заключена, например, сделка купли-продажи акций, нотариус по поручению ее участников может взять на себя все последующие формальности: представление передаточного распоряжения и иных документов, получение у регистратора уведомления о совершенной операции, новых сертификатов акций и выписок из реестра. Так, нотариус, собрав с участников сделки все необходимые документы, может самостоятельно отправить регистратору данную информацию по факсу. Согласно разделу 9 Положения о ведении реестра владельцев ценных именных бумаг, регистратор вправе вносить изменения в реестр на основании информации о принятых документах, полученной от трансфер-агента или нотариуса и по факсу уведомить об этом трансфер-агента или нотариуса. Тот сообщает об этом своим клиентам, а оригиналы документов передает регистратору позже (например, раз в месяц по всем проведенным операциям).
Подобная схема ускоряет переоформление ценных бумаг, особенно если их владельцы и регистраторы удалены друг от друга (находятся в разных городах).
Как показывает многолетняя практика, несмотря на то, что используемая регистраторами система учета прав на акции обеспечивает надежное хранение основных российских активов, зачастую, в отдаленных городах и селах на всей территории Российской Федерации отсутствуют профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра. В свою очередь, там имеется нотариус, имеющий высшее юридическое образование, широкий юридической кругозор и готовый под личную ответственность удостоверить любой юридический факт, соответствующий действующему законодательству Российской Федерации.
Предлагаемые изменения в законопроект наделят нотариуса в отдаленных регионах страны полномочиями по регистрации перехода права на ценные бумаги, правом доступа к реестру владельцев акций акционерного общества и позволят оформлять переход права собственности оперативно, в рамках закона, под персональную ответственность нотариуса за все правовые последствия данного юридического факта. Принятие данного законопроекта снизит затраты акционеров на оформление перехода права собственности на акции в регионах Российской Федерации, что окажет существенное влияние на рынок оборота ценных бумаг.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты" не потребует дополнительных затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.