Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1103566-6 "Об установлении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, не достигшим 14-летнего возраста, в размере минимального размера оплаты труда"
Досье на проект федерального закона
Конституция провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; государство призвано обеспечивать государственную поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
Россия только за последнее время списала 95% долга Узбекистана (889,3 миллиона долларов, в том числе проценты - 388,7 миллиона долларов), списала полностью долг Кубы в размере 31,5 миллиарда долларов, долг КНДР в 11 миллиардов долларов и т.д.
Одновременно с указанными шагами государство урезает или не индексирует социальные выплаты, в том числе размеры так называемых "детских пособий" по уходу за детьми до 1,5 и 3 лет, государственная поддержка семей с детьми до 14 лет еще менее существенна.
В свою очередь, расходы на ребенка в детском доме значительно выше: средние нормативы текущих расходов на одного ребенка в стационарных учреждениях составляют от 54 712 до 97 099 рублей, однако реальные цифры, по данным СМИ, могут составлять до 300-350 тысяч рублей в год (т.е. 25-30 тысяч рублей в месяц) в самых депрессивных регионах.
Дети - будущие активные граждане своего государства, которые будут по прошествии времени обеспечивать его обороноспособность, конкурентоспособность экономики и процветание своей страны. Но для должного ухода за ними, воспитания, образования, здравоохранения родители несут огромные расходы, которые никак не сопоставимы с размерами социальных выплат как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Путь индексации таких выплат является тупиковым, он не способен никак изменить ситуацию.
Сложившаяся ситуация вызывает и другие комплексные проблемы. Так, например, семья, воспитывающая одного ребенка, часто вынуждена отказываться от рождения второго ребенка, так как одному из родителей придется увольняться с работы, а это может поставить семью на грань выживания. В свою очередь, дети лишаются возможности находится постоянно под опекой одного из родителей, либо семья оказывается не в состоянии позволить себе записать ребенка в спортивные секции или кружки, так как не позволяет материальное состояние, и таланты ребенка, который в будущем мог бы стать гордостью своей страны, останутся нераскрыты.
Если государство пересмотрит само отношение к воспитанию детей и будет рассматривать уход за ребенком в качестве полноценной работы, примет необходимые для этого меры, ситуация коренным образом изменится.
По этой причине инициаторы проекта закона исходят из установления пособия по уходу за ребенком из минимального размера оплаты труда. Такой подход в значительной мере вытекает из Конституции Российской Федерации.
Существующее законодательное регулирование данной сферы общественных отношений является бессистемным, казуистичным, а граждане и правоприменители не всегда могут разобраться в том, какие выплаты в размере нескольких сот рублей положены в той или иной ситуации. Ситуацию усугубляет постоянный пересмотр подзаконных актов, а также чрезмерная динамичность регионального законодательства. Все эти факторы говорят о необходимости установления на федеральном уровне единого детского пособия на детей до 14 лет.
Учитывая архиважную государственную задачу по увеличению рождаемости, считаем обоснованным определение размера кратно числу детей до 14 лет в семье. То есть чем больше детей в семье, тем большим будет размер ежемесячных выплат.
Определяя размеры выплат исходя из указанного подхода к воспитанию детей, полагаем обоснованным закрепление его за показателем минимального размера оплаты труда, который с 1 июля 2016 года установлен в размере 7500 рублей. Несмотря на то, что эта сумма не достигает величины прожиточного минимума (на первый квартал 2016 года прожиточный минимум на душу населения составил 9776 рублей), она уже достаточно существенна и позволяет обеспечить достойный уход за ребенком. Кроме того, привязка размера пособия к МРОТ будет означать регулярную автоматическую его индексацию.
Данная инициатива направлена на долгосрочную перспективу. Ее реализация окажется крайне затратной для федерального бюджета, но это тот случай, когда цель оправдывает средства. Здоровые взрослые люди, получившие должное воспитание, образование, уход в семье, будут приносить значительно больший доход бюджету и экономике в целом, чем затраты на реализацию инициативы. Такая мера со временем способна обеспечивать значительный рост и процветание страны.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об установлении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, не достигшим 14-летнего возраста, в размере минимального размера оплаты труда"
С 1 июля 2016 года минимальный размер оплаты труда установлен в размере 7500 рублей.
По данным Росстата общее число граждан до 14 лет составляет около 24 млн 400 тысяч человек, подавляющее число которых благодаря эффективным мерам государственной социальной политики воспитываются в семье.
Расчет средств, необходимых для реализации проекта Закона, произведен по следующей формуле:
где:
S - число детей до 14 лет;
К - коэффициент-дефлятор.
Указанная формула, как и исходные данные, нуждаются в уточнении уполномоченными органами исполнительной власти для определения реальной потребности в бюджетных ассигнованиях на реализацию проекта Закона.
Можно говорить о значительных расходах бюджета, однако в долгосрочной перспективе эти денежные средства не только вернуться государству, данная мера принесет ощутимый доход государству.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "Об установлении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, не достигшим 14-летнего возраста, в размере минимального размера оплаты труда"
Принятие Федерального закона "Об установлении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, не достигшим 14-летнего возраста, в размере минимального размера оплаты труда" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.