Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 1106041-6 "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект подготовлен в свете резкого изменения стоимости предоставления образовательных услуг в Российской Федерации. На данный момент в России обучается более 1 миллиона студентов, 570 тысяч из них с полной компенсацией расходов на обучение (за плату).
В настоящее время налоговый вычет предоставляется на фактические расходы за обучение, но не более 50 тысяч рублей в налоговый период (за год).
Реальная стоимость обучения составляет в 2-3 раза больше обозначенной суммы.
Например, в 2015 году стоимость обучения в Дагестанском государственном университете по специальности "журналистика" выросла с 20 до 77,37 тысяч рублей; в Ивановском государственном университете по специальности "физическая культура" - до 119,67 тысяч рублей; Томском государственном университете по специальности "оптотехника" до 124 тысяч рублей, Забайкальском государственном университете по специальности "хореография" - 114 тыс.руб.; Челябинском государственном университете по специальности "прикладная информатика" - до 102 тыс.руб.; Рыбинском государственном авиационном техническом университете по специальности "сервис" - 74,5 тыс.руб.; Уфимском государственном нефтяном техническом университете по специальности "нефтегазовое дело" - 130 тыс.руб. и многие другие.
В качестве примера приведены региональные вузы, обучающие по не самым дорогим специальностям.
Если взять крупнейшие вузы Москвы - то стоимость обучения кратно повышается (данные по состоянию на 2014-2015 учебные годы).
Стоимость обучения в МГУ в среднем составляет 325 000 рублей в год. Стоимость обучения в РЭУ им. Плеханова от 184 до 290 тысяч рублей в год. Стоимость обучения в ФУ при Правительстве РФ от 190 до 330 тысяч рублей. Стоимость обучения в МГЮА - от 185 до 280 тысяч рублей. Стоимость обучения в МГИМО варьируется от 270 до 395 тысяч рублей. Стоимость обучения в МПГУ в среднем составляет от 65 до 130 тысяч рублей. Стоимость обучения в 1-м МГМУ им. Сеченова колеблется в пределах 50 - 200 тысяч рублей. Стоимость обучения в МГТУ им. Баумана - от 170 до 220 тысяч рублей. Стоимость обучения в МИФИ колеблется от 35 до 115 тысяч рублей. Стоимость обучения в РУДН - от 95 до 300 тысяч рублей. Стоимость обучения в МСХА им. Тимирязева от 70 до 135 тысяч рублей. Стоимость обучения в ГИТИСе составляет от 240 до 260 тысяч рублей.
Очевидно, что установленная в 2007 году сумма налогового вычета в размере 50 тысяч рублей несправедлива и не оказывает существенной поддержки студентам. Законопроектом предлагается увеличить размер налогового вычета до 100 тысяч рублей.
Кроме того, законопроектом предлагается установить налоговый вычет для студентов, их родителей и иных лиц за наем жилья в случае отсутствия или непредставления студенту места для проживания в общежитии. Установление налогового вычета для платы за наем жилья позволит также вывести часть рынка аренды жилья из тени, что компенсирует расходы бюджета на налоговые вычеты студентам за счет сдающих жилье внаем. В 2012 году Президент Российской Федерации В.В. Путин привел данные о том, что обеспеченность студентов общежитиями составляет 85-86%; в некоторых регионах показатели еще ниже: например в Томской области - 77%. Необходимо в непростое кризисное время поддержать наше будущее - наших российских студентов. Предлагается установить налоговый вычет в размере 200 000 рублей за налоговый период.
Также планируется увеличить общую сумму социального налогового вычета на медицинские расходы и расходы по обучение со 120 тысяч рублей до 200 тысяч рублей.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов Федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.