Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1098479-6 "О внесении изменений и дополнений в статью 96.10 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (об использовании средств Фонда национального благосостояния на софинансирование капитального ремонта)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 96.10 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (об использовании средств Фонда национального благосостояния на софинансирование капитального ремонта) предусматривает возможность использования средств Фонда национального благосостояния для софинансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и коммунальной инфраструктуры.
Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность использования Фонда национального благосостояния на софинансирование пенсий, покрытие дефицита Пенсионного фонда, докапитализацию Внешэкономбанка, а также размещать средства ФНБ в финансовые активы юридических лиц, реализующих самоокупаемые инфраструктурные проекты.
По состоянию на 01 ноября 2015 года на депозитах Внешэкономбанка размещено 195,03 млрд. рублей и 6,25 млрд. долларов из средств ФНБ.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 266-ФЗ "О внесении изменения в статью 96.10 Бюджетного кодекса Российской Федерации" в Бюджетный кодекс были внесены изменения, согласно которым было разрешено в целях обеспечения достаточности собственных средств (капитала) государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" до 7 процентов средств Фонда национального благосостояния размещать на депозитах в указанной государственной корпорации на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации.
Кроме того, до 10% средств Фонда национального благосостояния могут размещаться на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации в российских кредитных организациях. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 ноября 2013 года N 990 определен порядок размещения средств ФНБ в ценные бумаги юридических лиц, реализующих самоокупаемые инфраструктурные проекты. В рамках антикризисных мер на 2014-2015 гг. лимит использования средств на докапитализацию банков из средств ФНБ в целях поддержки экономики был определен в 250 млрд. рублей, лимит финансирования проектов в реальном секторе экономики за счет средств ФНБ, размещенных на депозитах Внешэкономбанка, определен в размере 300 млрд. рублей.
Однако, согласно отчету Правительства РФ "О реализации первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году за первое полугодие 2015 г." до фактических инвестиций средства ФНБ дошли в незначительном объеме.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2015 N 439 были созданы правовые основания для размещения средств ФНБ в сумме 300 млрд. рублей на депозиты во Внешэкономбанке в целях финансирования проектов Внешэкономбанка, реализуемых организациями реального сектора экономики. Однако, по состоянию на 1 июля 2015 года, средства ФНБ в указанных целях во Внешэкономбанке не размещались.
Из размещенных в 2014 году Минфином России средств ФНБ в размере 100 млрд. рублей на субординированном депозите в банке ВТБ (распоряжение Правительства РФ от 27.12.2014 N 2739-р) только 34,5 млрд. рублей были направлены на финансирование инвестиционного проекта ОАО "РЖД" "Приобретение тягового подвижного состава". В первом полугодии 2015 г. Газпромбанком из размещенных на своих депозитах средств ФНБ в размере 38,43 млрд. рублей на сумму 21,7 млрд. рублей были приобретены облигации Государственной корпорации "Автодор" в целях финансирования строительства ЦКАД. Однако Государственной корпорацией "Автодор" финансирование данного проекта за счет средств, привлеченных от Газпромбанка, не осуществлялось.
Задержка в несколько лет между принятием решения об использовании средств ФНБ в инвестиционных целях и реальными инвестициями связано, во-первых, со сложным механизмом движения средств, во-вторых, с неготовностью проектов, проектно-сметной документации и производственных мощностей, позволяющих реально освоить выделенные капитальные вложения.
Вместе с тем, капитальный ремонт жилья и коммунальной инфраструктуры по своему экономическому содержанию может рассматриваться как инфраструктурный инвестиционный проект с длительным сроком окупаемости. В первые 5 лет средства ФНБ могут полностью или частично заместить взносы собственников жилья на капитальный ремонт. Впоследствии доля средств ФНБ может быть уменьшена. Преимущество проекта "капитальный ремонт жилья" заключается в подготовленности объектов к освоению выделенного объема средств, наличие проектно-сметной документации, готовности экономических, технологических и технических нормативов. Следовательно, средства ФНБ, будучи использованные на капитальный ремонт жилья и коммунальной инфраструктуры, дадут быстрый социальный и экономический эффект. Средства ФНБ обеспечат рост объемов строительства, что создаст мультипликативный эффект в соответствующих отраслях промышленности.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 96.10 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (об использовании средств Фонда национального благосостояния на софинансирование капитального ремонта)
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 96.10 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (об использовании средств Фонда национального благосостояния на софинансирование капитального ремонта) не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 96.10 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
(об использовании средств Фонда национального благосостояния на софинансирование капитального ремонта)
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 96.10 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (об использовании средств Фонда национального благосостояния на софинансирование капитального ремонта) потребует внесения изменений и дополнений в Жилищный кодекс Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.