Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1107198-6 "О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Действующее законодательство закрепляет, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (статья 24 ГК РФ), а также устанавливает перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. Это, например, жилое помещение, если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением и земельный участок, на котором расположено данное жилое помещение (часть 1 статьи 446 ГПК).
Представленным проектом федерального закона предлагается дополнить перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. В частности, взыскание не может быть обращено на земельный участок площадью до 1200 квадратных метров, если у должника он единственный и не используется им для осуществления предпринимательской деятельности, а также транспортное средство, рыночная стоимость которого не превышает четырехсот тысяч рублей. Эта норма не будет применяться, если указанное имущество является предметом залога (ипотеки), а в случае транспортного средства еще и при взыскании по исполнительным документам алиментов на несовершеннолетних детей, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью.
Кроме того, в случае если сумма, которая может быть выручена в результате обращения взыскания на транспортное средство превышает четыреста тысяч рублей (по соответствующей оценке согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности), на него может быть обращено взыскание, в части превышающей указанную стоимость.
Площадь земельных участков, на которые не может быть обращено взыскание, обусловлена размерами земельных участков, которые предоставлялись гражданам для коллективного и индивидуального огородничества и садоводства в соответствии с постановлениями Совета Министров СССР от 24 февраля 1949 г. N 807 и от 22 марта 1950 г. N 1172 (в городах - до 600 квадратных метров, вне городов - до 1200 квадратных метров). Стоимость же транспортного средства ограничена 400 тыс. рублей, поскольку это примерная минимальная цена за новый автомобиль отечественного производства.
В сложившейся экономической ситуации и с учетом исторических особенностей социально-экономическое значение для граждан земельных участков до 1200 квадратных метров трудно переоценить. Для большинства - это порой единственная возможность обеспечить себя основными видами сельскохозяйственной продукции для личных нужд. А автомобиль указанной стоимости это порой единственная возможность добраться до места работы и обратно.
Предлагаемый законопроект направлен на упорядочивание отношений между гражданином - должником и кредитором в условиях высокого социального расслоения общества, при участившихся и массовых случаях нарушения социальных прав граждан - должников, кредитной кабалы, в которую попали наши граждане в результате кризиса в экономике.
Руководствуясь основными конституционными положениями, а также основными принципами гражданского и исполнительного производства, в частности, таким как неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, федеральный законодатель должен исходить из того, что возникающие коллизии между кредитором и должником не должны преодолеваться путем предоставления защиты одним и нарушения прав других.
Поэтому необходимо закрепить соразмерные пределы по обращению взыскания на имущество гражданина - должника по исполнительным документам, для того, чтобы не ущемлять граждан в минимальных имущественных правах, которые нужны им для нормального существования и сохранения достоинства личности.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.