Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1098517-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения состава объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня на Байкальской природной территории)"
Досье на проект федерального закона
Байкальская природная территория занимает 52% территории Иркутской области и Республики Бурятия.
В связи с принятием Федерального закона от 28 июня 2014 года N 181-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) проектная документация всех объектов капитального строительства, независимо от их назначения, в том числе объектов социального назначения (школы, детские сады, больницы) строительство и реконструкция которых предполагается осуществлять на Байкальской природной территории (включая центральную экологическую зону, буферную экологическую зону и экологическую зону атмосферного влияния), подлежит государственной экологической экспертизе.
До вступления в силу Закона, по объектам капитального строительства Байкальской природной территории (за исключением объектов капитального строительства, располагаемых на особо охраняемых природных территориях) проводилась только одна экспертиза проектной документации градостроительная экспертиза, предметом которой является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе и экологическим требованиям.
В связи с вступлением Закона в силу появились следующие проблемы:
- увеличились сроки проведения оценки соответствия проектной документации обязательным требованиям, что ведет к увеличению сроков создания объектов капитального строительства;
увеличились расходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на создание объектов капитального строительства. Внесенные изменения отразились на деятельности строительной отрасли на всей БПТ как на территории Иркутской области, так и в Республике Бурятия и в Забайкальском крае.
Это на первоначальном этапе привело к тому, что:
1) с 11 июля 2014 года в 356 других муниципальных образованиях (из 472), где проживает 1,3 млн. человек, была полностью прекращена выдача разрешений на строительство объектов, в том числе детских садов, школ, жилья и объектов здравоохранения.
2) увеличились сроки проведения оценки соответствия проектной документации обязательным требованиям, что вело к увеличению сроков создания объектов капитального строительства;
3) увеличились расходы бюджета Иркутской области и бюджетов органов местного самоуправления на создание объектов капитального строительства (процедура ГЭЭ платная), что привело к срыву сроков ввода установленного количества квадратных метров жилья и объектов за 2014-2015 годы; бюджетами не были предусмотрены дополнительные расходы на разработку оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и проведение ГЭЭ;
4) было приостановлено исполнение обязательств по выполнению федеральных, региональных, муниципальных программ по строительству/приобретению жилых помещений для расселения граждан из аварийного жилищного фонда, строительства жилья эконом класса, детских садов и школ, объектов здравоохранения, спорта и культуры;
5) ухудшились условия ведения предпринимательской деятельности на территории БПТ Иркутской области, в части прекращения выдачи разрешений на строительство объектов малого бизнеса (одноэтажных магазинов, гаражей для служебного автотранспорта, зданий для складирования и временного хранения товара и прочего) без положительного заключения ГЭЭ проектной документации;
6) снизились объемы потребления общераспространенных полезных ископаемых в связи со снижением объемов строительства в области, и как следствие, снижение денежных поступлений в бюджет области;
7) в 2015 году количество квадратных метров жилья, на которые выданы разрешения на строительство, сократилось на 57,4%
Введение процедуры государственной экологической экспертизы проектной документации объектов строительства, реконструкции на всей Байкальской природной территории стало дополнительным административным барьером и значительно снизило инвестиционную привлекательность Иркутской области.
Предлагаемый проект федерального закона направлен на уточнение перечня объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня на Байкальской природной территории. С этой целью соответствующие изменения вносятся в Федеральный закон от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Федеральный закон об экологической экспертизе), Федеральный закон от 1 мая 1999 года 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" (далее - Федеральный закон об охране озера Байкал) и Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее Градостроительный кодекс).
Законопроект предлагает меры по совершенствованию механизма проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на Байкальской природной территории, и в этой связи имеет важное значение.
Проектом федерального закона (статья 1) вносится изменение в подпункт 7.1 статьи 11 Федерального закона об экологической экспертизе, в соответствие с которым слова "на Байкальской природной территории" заменяются словами "в центральной экологической зоне Байкальской природной территории". Фактически предлагается проводить государственную экспертизу только в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а в других зонах при осуществлении градостроительной деятельности будет осуществляться экспертиза проектной документации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту закона Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения состава объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня на Байкальской природной территории)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения состава объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня на Байкальской природной территории)" не потребует выделения дополнительных финансовых средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения состава объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня на Байкальской природной территории)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения состава объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня на Байкальской природной территории)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.