Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1098670-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разработан в целях согласования положений Семейного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ) с положениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) в части используемой терминологии.
Проведенный анализ федерального законодательства выявил расхождение используемой терминологии в положениях указанных законодательных актов Российской Федерации, непосредственно связанных с нахождением детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и иных организациях. Под организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно статье 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации и статье 1 Федерального закона N 159-ФЗ понимаются образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги.
В соответствии с абзацем третьим статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
В статьях 12.1, 12.5, 13 Федерального закона N 81-ФЗ упоминается отказ родителей взять ребенка из воспитательных учреждений, медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.
В пункте 4 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации закреплено право родителя, проживающего отдельно от ребенка, на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций.
В абзаце третьем статьи 69 Семейного кодекса Российской Федерации указано основание для лишения родителей (одного из них) родительских прав, если они отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций.
В абзаце первом пункта 2 статьи 84 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что алименты, взыскиваемые с родителей на детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, медицинских организациях, учреждениях социальной защиты населения и в аналогичных организациях, зачисляются на счета этих организаций, где учитываются отдельно по каждому ребенку.
В абзаце третьем пункта 1 статьи 131 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что для усыновления детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и аналогичных организациях, необходимо согласие в письменной форме руководителей данных организаций.
Таким образом, в указанных положениях Семейного кодекса Российской Федерации и Федерального закона N 81-ФЗ содержится указание на нахождение детей, оставшихся без попечения родителей, в воспитательном учреждении.
Вместе с тем на практике учреждений, основной целью деятельности которых было бы осуществление воспитания, то есть деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), нет.
Законодательного определения понятия "воспитательное учреждение" федеральное законодательство также не содержит.
В связи с этим Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" понятие "воспитательное учреждение" заменяет на понятие "образовательная организация" (абзац третий статьи 1 Федерального закон N 159-ФЗ) либо исключает (пункт "п" части первой статьи 63, абзац первый статьи 156 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Аналогичный подход использован при разработке данного законопроекта.
Принятие законопроекта обеспечит установление правовой определенности норм права.
Законопроект поддержан Комиссией Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по вопросам социальной политики.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации на указанный законопроект не требуется заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения и принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.