Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1112764-6 "О внесении изменений в статью 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях Повышения доступности медицинской помощи сельскому населению и повышения укомплектованности медицинских организаций, расположенных в сельской местности и моногородах, медицинскими кадрами.
Согласно части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страхований в Российской Федерации" в 2016 году право на единовременную компенсационную выплату в размере одного миллиона рублей имеют медицинские работники в возрасте до 50 лет, имеющие высшее образование, прибывшие на работу в сельский населённый пункт, либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа или переехавшие на работу в указанные населённые пункты из другого населённого пункта и заключившие с уполномоченным органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор (программа "Земский доктор").
Программа "Земский доктор", направленная на решение кадрового вопроса и сокращение дефицита врачей в сельских населённых пунктах, реализуется в Российской Федерации с 2012 года. За время её действия в медицинские организации, расположенные в сельской местности Республики Хакасия, привлечено 170 врачей с предоставлением единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей. Большинство этих специалистов приехали в Республику Хакасия из других субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что за время действия программы 19 врачей, получивших единовременную компенсационную выплату, расторгли трудовые договоры. В связи с этим Министерством здравоохранения Республики Хакасия ведётся претензионная работа с указанными специалистами по возврату единовременной компенсационной выплаты. По результатам этой работы шесть врачей вернули денежные средства, по трём врачам имеются решения суда, по десяти врачам направлены исковые заявления в суд.
Помимо привлечения медицинских кадров в медицинские организации, расположенные в сельской местности, остро стоит вопрос закрепления этих кадров на местах. По имеющейся информации, большая часть специалистов, привлечённых по программе "Земский доктор" в Республику Хакасия, намерены расторгнуть трудовые договоры по истечении пяти лет с момента их заключения и выехать из сельского населённого пункта, где они трудоустроены в настоящее время. В результате этого через определённое время снова станет актуальным вопрос привлечения в эти населённые пункты врачебных кадров. Таким образом, эффективность программы в значительной мере снижается.
С целью решения вышеуказанной проблемы и повышения эффективности программы "Земский доктор" законопроектом предлагается установить целевое назначение единовременной компенсационной выплаты - для приобретения жилого помещения по месту трудоустройства медицинского работника. Это послужит стимулом к закреплению врачей на местах: имея жильё, многие специалисты предпочтут остаться работать в тех населённых пунктах, куда они прибыли на работу по программе "Земский доктор".
Законопроектом также предлагается установить право на получение единовременной компенсационной выплаты медицинский работникам в возрасте до 50 лет, имеющим среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", которые Прибыли в 2017 году в сельскую местность для трудоустройства в фельдшерско-акушерских пунктах, в размере 500 тыс. рублей на приобретение жилого помещения. Целью указанного изменения является привлечение фельдшеров в фельдшерско-акушерские пункты в сельской местности, поскольку дефицит медицинских работников со средним профессиональным образованием в сельской местности приобретает все более острый характер. В Республике Хакасия принят Закон от 02 декабря 2011 года N 117-ЗРХ "О мерах социальной поддержки медицинских работников и лиц, обучающихся на основании договора о целевом обучении для последующего трудоустройства в медицинские организации государственной системы здравоохранения Республики Хакасия", которым предусмотрено предоставление специалистам со средним профессиональным образованием, работающим в фельдшерско-акушерских пунктах, следующих мер социальной поддержки: денежная выплата в размере ста тысяч рублей при трудоустройстве в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения Республики Хакасия; ежеквартальная денежная компенсация в размере 100 процентов расходов по оплате жилых помещений, используемых на условиях найма (в том числе совместно проживающим с ними членам их семей, указанным в договоре найма жилого помещения), за исключением расходов по оплате коммунальных услуг и потребленной электроэнергии. Кроме того, студентам выпускного курса, получающим среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело" для последующего трудоустройства в фельдшерско-акушерские пункты Республики Хакасия, установлена ежемесячная доплата к стипендии в размере одной тысячи рублей. Однако предоставление указанных мер социальной поддержки не позволяет существенным образом решить проблему дефицита фельдшеров.
Предоставление данной категории медицинских работников единовременной компенсационной выплаты в размере пятисот тысяч рублей позволило бы привлечь их для работы в ФАПах, а целевое назначение указанной выплаты - для приобретения жилого помещения по месту трудоустройства - послужило бы закреплению этих специалистов на местах.
Кроме того, законопроектом предлагается предусмотреть предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим или переехавшим в 2017 году на работу не только в сельский населённый пункт, рабочий посёлок либо посёлок городского типа, но и в монопрофильное муниципальное образование Российской Федерации (моногород).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года N 1398-р утверждён перечень указанных населённых пунктов. Данный перечень предусматривает градацию моногородов на три категории, в том числе категория 1 - моногорода с наиболее сложным социально-экономическим положением (в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций), которая включает 94 моногорода России.
В Республике Хакасия расположены шесть монопрофильных муниципальных образований, из них три относятся к категории 1.
В связи со сложившейся во многих моногородах сложной социально-экономической ситуацией в них наблюдается не только дефицит медицинских кадров, но и их отток в другие населённые пункты более благополучные в экономическом и социальном плане.
Учитывая вышеизложенное, предлагаемые законопроектом изменения позволят дополнительно привлечь в отрасль медицинских специалистов и улучшить укомплектованность медицинских организаций государственной системы здравоохранения в сельской местности и моногородах востребованными медицинскими кадрами с высшим и средним профессиональным образованием, а также повысить доступность и качество медицинской помощи населению.
Председатель |
В.Н. Штыгашев |
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" предусматривается расширение условий для привлечения медицинских работников, имеющих право на получение единовременных компенсационных выплат, а также расширение категорий указанных медицинских работников.
Потребность в финансовом обеспечении положений, предусмотренных законопроектом, будет зависеть от укомплектованности медицинских организаций государственной системы здравоохранения медицинскими кадрами и особенностей административно-территориального устройства каждого субъекта Российской Федерации.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российский Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.