Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1113576-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части формирования механизмов увеличения доходов субъектов спорта)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части формирования механизмов увеличения доходов субъектов спорта)" (далее - законопроект) разработан во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 июня 2015 г. N Пр-1261 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, состоявшегося 2 июня 2015 г., а также абзаца четвертого подпункта "а" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N Пр-2679 и направлен на формирование механизмов увеличения доходов субъектов спорта, в том числе внебюджетных, от деятельности букмекерских контор и тотализаторов и от проведения всероссийских государственных лотерей.
Статьей 1 законопроекта предусматривается внесение изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которыми целевые отчисления от азартных игр, осуществляемые организаторами азартных игр в букмекерской конторе и (или) тотализаторе, будут направляться на мероприятия в поддержку развития физической культуры и спорта высших достижений.
Размер таких отчислений устанавливается в размере 5% (но не менее 3 млн. рублей) от доходов букмекерских контор и тотализаторов в течение квартала от принятия ставок на спортивные мероприятия, с организаторами которых заключены соответствующие соглашения. Порядок заключения таких соглашений и их обязательные условия, включающие в том числе порядок направления соответствующих целевых отчислений, будут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
При этом общий объем целевых отчислений, выплачиваемых организатором азартных игр в букмекерских конторах и (или) тотализаторах по всем заключенным соглашениям, не может составлять менее 15 млн. рублей.
В настоящее время в Российской Федерации на основании выданных в установленном порядке лицензий осуществляют свою деятельность 31 букмекерская контора и тотализатор.
В связи с принятием предлагаемых изменений каждая букмекерская контора и тотализатор, принимающие ставки на физкультурное и (или) спортивное мероприятие, будут обязаны ежеквартально выплачивать организатору такого мероприятия (далее - организатор) на основании соглашения минимум 3 млн. рублей (5% от положительной разницы между суммой ставок, сделанных участниками азартных игр, по которым наступил результат азартной игры, и выплаченных им выигрышей, но не менее 3 млн. рублей).
Таким образом, в случае, если на физкультурное и (или) спортивное мероприятие будут приниматься ставки всеми функционирующими в Российской Федерации букмекерскими конторами и тотализаторами, минимальный объем денежных средств, поступающих организатору по соглашению, будет составлять 93 млн. рублей в квартал (3 млн. рублей х 31 букмекерская контора и тотализатор). Соответственно за год организатор получит как минимум 372 млн. рублей (93 млн. рублей х 4 квартала) в рамках исполнения соглашений.
Одновременно законопроектом предусматривается, что общий объем отчислений организаторов азартных игр в букмекерской конторе и (или) тотализаторе по всем соглашениям не может быть меньше 15 млн. рублей.
В связи с этим, в случае если всеми функционирующими в Российской Федерации букмекерскими конторами и тотализаторами будут приниматься ставки на физкультурное и (или) спортивное мероприятие, объем денежных средств, поступающих организатору по соглашению, будет составлять как минимум 1,186 млрд.рублей (15 млн. рублей х 31 букмекерская контора и тотализатор х 4 квартала).
Таким образом, объем денежных средств, поступающих организатору по соглашениям, может составлять от 372 млн. до 1,186 млрд. рублей.
Статьей 2 законопроекта предлагается внести изменения в статью 20 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", направленные на уточнение круга лиц, на которых возлагается обязанность заключать соглашения с организаторами об использовании наименований и символики спортивных или физкультурных мероприятий.
Кроме того, данной статьей устанавливается, что целевые отчисления от азартных игр осуществляются организаторами азартных игр в букмекерской конторе и (или) тотализаторе в соответствии с законодательством о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.
При этом расходование средств, полученных организаторами в рамках целевых отчислений от азартных игр, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерской конторе и (или) тотализаторе, будет осуществляться в соответствии с правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта.
Статьей 3 законопроекта предлагается внести изменение в Федеральный закон "О рекламе" (далее - Федеральный закон), в соответствии с которым допускается распространение рекламы основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах, во время трансляции спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок) в прямом эфире.
Также законопроектом вводится ограничение в Федеральный закон, согласно которому общая продолжительность распространяемой во время трансляции в прямом эфире спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок) рекламы основанных на риске игр, пари не может превышать 20 процентов от общего допустимого времени распространяемой в телепрограмме рекламы, установленного в части 9 статьи 14 Федерального закона.
Принятие предлагаемой нормы будет способствовать как увеличению количества спортивной рекламы и, соответственно, пропаганды спорта и здорового образа жизни, так и увеличению доходов субъектов спорта путем предоставления им возможности заключать спонсорские соглашения с букмекерскими конторами и тотализаторами.
Статьей 4 законопроекта предлагается закрепить использование целевых отчислений от лотерей для финансирования социально значимых объектов и мероприятий, в том числе в поддержку развития физической культуры и спорта.
С 2013 года на территории Российской Федерации проводится Всероссийская государственная лотерея в поддержку физической культуры и спорта, направленная на поддержку физкультуры и спорта в Российской Федерации и повышение интереса граждан к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни (так, по состоянию на 31 декабря 2014 г. в Российской Федерации на регулярной основе спортом занималось более 22 млн. человек). При этом целевые отчисления от проводимой всероссийской лотереи "ВГЛ Спорт" составляют более 990 346,5 тыс. рублей (по состоянию на 1 сентября 2015 г.), а прогнозируемые целевые отчисления в 2016 году - 501 838 тыс. рублей.
Вместе с тем в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы, получаемые от проведения лотерей, направляются в федеральный бюджет. В последующем соответствующие средства поступают в виде субсидий для финансирования социально значимых объектов и мероприятий (в том числе в области культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта). При этом при поступлении денежных средств уполномоченным лицам отсутствует информация о том, что данные средства были получены благодаря целевым отчислениям от лотерей.
Однако осуществляемые в 2011 - 2014 годах субсидии в соответствии с Правилами предоставления в 2011 - 2014 годах из федерального бюджета субсидий некоммерческим организациям в целях подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, а также мероприятий, направленных на развитие физической культуры и массового спорта, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 1184, позволили в достаточной степени обеспечить финансовую поддержку развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, а также идентифицировать ее как финансовую поддержку, получаемую от проведения лотереи.
В связи с этим внесение предлагаемого законопроектом изменения в Федеральный закон "О лотереях" будет способствовать развитию физической культуры и спорта.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и направлен на реализацию государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 302.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона мО внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части формирования механизмов увеличения доходов субъектов спорта)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части формирования механизмов увеличения доходов субъектов спорта)" не повлечет за собой необходимости выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета, в связи с чем подготовка финансово-экономического обоснования по форме, утвержденной приказом Минфина России от 19 марта 2015 г. N 42н, не требуется.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части формирования механизмов увеличения доходов субъектов спорта)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части формирования механизмов увеличения доходов субъектов спорта)" потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка заключения соглашений между организатором азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе с общероссийской спортивной федерацией по виду спорта, профессиональной спортивной лигой, иным организатором физкультурного или спортивного мероприятия об использовании символики, наименований физкультурных и (или) спортивных мероприятий и обязательных условий таких соглашений".
Обоснование необходимости подготовки: статья 1 законопроекта.
Срок подготовки - в течение 120 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - Минспорт России.
2. Приказ Минспорта России "Об утверждении Правил расходования средств, полученных организаторами физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий в рамках целевых отчислений от азартных игр, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерской конторе и тотализаторе".
Обоснование необходимости подготовки: часть 2 статьи 2 законопроекта.
Срок подготовки - в течение 120 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - Минспорт России.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части формирования механизмов увеличения доходов субъектов спорта)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части формирования механизмов увеличения доходов субъектов спорта)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.