Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 898189-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении"
(в части установления требований к безопасной эксплуатации энергетических установок и контроля за их соблюдением в рамках государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения)",
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 898189-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" (в части установления требований к безопасной эксплуатации энергетических установок и контроля за их соблюдением в рамках государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения)", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на устранение пробелов в нормативно-правовом регулировании и приведение Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации (статья 367) и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 23.30), в соответствии с которыми органы государственного энергетического надзора уполномочены на осуществление контроля и надзора за безопасностью тепловых установок и сетей (за исключением бытовых установок и сетей). Наличие необходимых нормативно-правовых оснований позволит полноценно планировать и осуществлять контрольно-надзорную деятельность в отношении теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии.
Законопроект предлагает дополнение Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" положениями, устанавливающими:
- полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный энергетический надзор в сфере теплоснабжения по проведению проверок теплоснабжающих и теплосетевых организаций. Плановые проверки потребителей тепловой энергии законопроектом не предусматриваются;
- полномочия федеральных органов в сфере теплоснабжения по разработке требований безопасности в сфере теплоснабжения, не относящихся к продукции или связанных с требованиями к продукции, процессам эксплуатации;
- обязанность теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.
Кроме того, законопроектом вводится понятие федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения.
По мнению авторов законопроекта, его принятие позволит минимизировать вероятность возникновения крупных аварийных ситуаций, обеспечить надежное теплоснабжение потребителей в течение отопительного периода, а также снизить риск травматизма при эксплуатации систем теплоснабжения.
Поддерживая в целом необходимость установления повышенных требований к обеспечению безопасности при эксплуатации объектов теплоснабжения, Комитет считает необходимым отметить следующее.
Как следует из положений части 1 проектируемой статьи 4.1 Закона о теплоснабжении в перечень обязательных требований, на соответствие которым направлена деятельность по осуществлению федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения, включены требования безопасности в сфере теплоснабжения, установленные Законом о теплоснабжении и нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения.
Вместе с тем, необходимо учесть следующее.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент о безопасности зданий и сооружений) объектом технического регулирования в указанном Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения, а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). При этом Технический регламент о безопасности зданий и сооружений распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.
Согласно части 5 той же статьи дополнительные требования безопасности к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) могут устанавливаться иными техническими регламентами. При этом указанные требования не могут противоречить требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.
Вместе с тем, представляется, что положения законопроекта, закрепляющие возможность установления требований безопасности в сфере теплоснабжения Законом о теплоснабжении и нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения входят в некоторое противоречие с общими принципами технического регулирования в целом, и, в частности, с требованиями части 5 статьи 3 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, закрепляющими возможность установления таких требований безопасности только техническими регламентами.
Более того, в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьями 5 и 9.1 указанного Федерального закона. При этом согласно перечню нормативных правовых актов, являющемуся приложением к законопроекту, планируется принятие приказов уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти об утверждении требований безопасности в сфере теплоснабжения.
С учетом изложенного в целях соотнесения указанных выше федеральных законов с положениями законопроекта представляется необходимым урегулировать вопрос о возможности закрепления обязательных требований безопасности в сфере теплоснабжения в рамках соответствующего технического регламента.
Следует также учесть, что в проектируемой статье 4.1 Закона о теплоснабжении вообще не содержится указание на возможность осуществления проверок в рамках федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения на соответствие требованиям безопасности, установленным техническими регламентами.
Вместе с тем, частью 5 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
В соответствии с Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений Правительством Российской Федерации утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений (далее - Перечень).
В указанный Перечень, например, входят такие своды правил (их части) как СП 89.13330.2012 "СНиП II-35-76 "Котельные установки", СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети", содержащие требования безопасности не только в процессе проектирования, строительства или реконструкции, но и в процессе эксплуатации.
С учетом указанного представляется необходимым уточнить проектируемые положения статьи 4.1 Закона о теплоснабжении с учетом того, что предметом проверок в рамках федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения должно быть соблюдение требований безопасности, установленных техническими регламентами и принимаемыми в соответствии с ними сводами правил.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.