Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 898189-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике рассмотрел проект федерального закона N 898189-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" (далее - законопроект) (в части установления требований к безопасной эксплуатации энергетических установок и контроля за их соблюдением в рамках государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения)", внесенный Правительством Российской Федерации, и сообщает следующее.
Законопроект направлен на усиление государственного контроля и надзора за эксплуатацией источников тепловой энергии и тепловых сетей - объектов теплоснабжения, а также теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии;
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его принятие устранит пробелы в нормативно-правовом регулировании и приведет Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации (статья 367) и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 23.30).
Принятие законопроекта позволит полноценно планировать и осуществлять контрольно-надзорную деятельность в отношении теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии; минимизировать вероятности возникновения крупных аварийных ситуаций; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей в течение отопительного периода; снизить риск травматизма при эксплуатации систем теплоснабжения.
Законопроект предусматривает дополнение Федерального закона "О теплоснабжении" следующими новеллами:
- уточнение понятия - передача тепловой энергии, теплоносителя;
- дополнение, что одним из Общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, является обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения;
- дополнение статьями "Федеральный государственный энергетический надзор в сфере теплоснабжения" и "Требования безопасности в сфере теплоснабжения";
- уточнение порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случаях несоблюдения установленных обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок и обязанностей теплосетевой организаций по поддержанию технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным требованиям;
- изменение наименование главы 5 с "Обеспечение надежности теплоснабжения" на "Обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения".
Вместе с тем у Комитета к рассматриваемому законопроекту имеются следующие замечания.
Ни в тексте законопроекта, ни в пояснительной записке не приведены обоснования, подтверждающие наличие противоречий действующего Федерального закона "О теплоснабжении" Трудовому кодексу Российской Федерации и Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.
Необходимо уточнение используемых в законопроекте терминов, например "бытовые теплопотребляющие установки" (данное в законопроекте определение вообще вне сферы регулирования Федерального закона "О теплоснабжении"), а также положений и предлагаемых норм, имеющих неоднозначное толкование и не имеющих чётких границ применения.
Так, использование термина "иные нормативные правовые акты в сфере теплоснабжения, устанавливающие требования безопасности в сфере теплоснабжения" не соответствует положениям Федерального закона 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", в соответствии с которым единственными обязательными к исполнению нормативными актами являются технические регламенты. В любом случае требуется определение в законопроекте круга лиц, для которых указанные "иные нормативные правовые акты" имеют обязательный характер.
Проект федерального закона необходимо дополнить положениями, конкретизирующими статус технических регламентов в связи с установлением уполномоченным органом требований безопасности к эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок и конкретизировать требования безопасности при эксплуатации объектов теплоснабжения. Также необходимо представить обоснование необходимости создания в области теплоснабжения отдельной системы нормативного правового регулирования вопросов безопасности за рамками системы технического регулирования Российской Федерации и стран Таможенного союза.
Учитывая, что Федеральным законом "О теплоснабжении" также регулируются отношения, связанные с производством и передачей тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрический и тепловой энергии, представляется необходимым разграничение понятий федерального государственного энергетического надзора, предусмотренного Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". Простого исключения комбинированной выработки из сферы действия законопроекта в данном случае недостаточно.
Представляется необходимым предусмотреть установление требований безопасности к эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, подключаемых к системе теплоснабжения, а также подготовить обоснование и описание порядка осуществления контрольно-надзорные деятельности в отношении теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии.
Особое внимание вызывает отсутствие в рассматриваемом законопроекте критериев оценки эффективности результатов надзорной деятельности Федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения.
В соответствии с изложенным, Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует принять в первом чтении проект федерального закона N 898189-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" с учетом вышеуказанных замечаний и предложений при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.