Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 904736-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
(в части размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете)"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 904736-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, П.Р. Качкаевым, Е.Л. Николаевой, С.В. Петровым, М.В. Слипенчуком и др. (далее - законопроект), и считает возможным отметить следующее.
Проблема обеспечения сохранности средств собственников помещений в многоквартирных домах, аккумулируемых на специальном счете в целях формирования фонда капитального ремонта, достаточно остро стоит перед всеми собственниками помещений в многоквартирных домах, которые самостоятельно осуществляют долгосрочные накопления на проведение капитального ремонта. И, в первую очередь, данная проблема связана с риском инфляционного обесценивания соответствующих средств.
Следует отметить, что часть 2 статьи 176 Жилищного кодекса Российской Федерации установила одним из критериев отбора кредитной организации для открытия специального счета величину собственных средств (капитала) такой организации, которая должна составлять не менее чем двадцать миллиардов рублей, однако это не гарантирует защиту от инфляции и значительного увеличения средств собственников в будущем.
Рассматриваемым законопроектом предлагается законодательное решение обозначенной проблемы путем создания механизма защиты средств собственников помещений в многоквартирных домах, аккумулируемых на специальном счете в целях формирования фонда капитального ремонта.
В связи с чем, законопроектом общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме наделяется полномочием по принятию решения о размещении временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете в российских кредитных организациях. При этом в жилищное законодательство вводится новый вид банковского вклада - специальный депозит.
На специальный депозит владелец специального счета в соответствии с принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением размещает временно свободные средства фонда капитального ремонта. В случае, если владельцем специального счета является региональный оператор, он вправе разместить средства нескольких фондов капитального ремонта, формируемых на специальных счетах на едином специальном депозите.
Доходы, полученные от размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.
Размещаемые на специальном депозите денежные средства обособлены от имущества владельца специального счета, так как на них не может быть обращено взыскание по обязательствам владельца специального счета (за исключением обязательств, связанных с проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме).
Внесение денежных средств на специальный депозит осуществляется со специального счета и возврат таких средств, а также процентов, полученных от их размещения, производится на специальный счет.
В целом предложенный в законопроекте механизм защиты средств собственников помещений в многоквартирных домах, аккумулируемых на специальном счете в целях формирования фонда капитального ремонта, Комитетом поддерживается, так как его внедрение позволит снизить риски инфляционного обесценивания соответствующих средств и увеличить размер фонда капитального ремонта.
Вместе с тем Комитет считает возможным отметить следующие недостатки законопроекта:
1. В соответствии с частью 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует жилищные правоотношения, в то время как предлагаемые законопроектом к регулированию жилищного законодательства отношения относятся к гражданским правоотношениям, а также к отношениям, регулируемым банковским законодательством.
2. Действующее законодательство не содержит понятия "специальный депозит". Впервые его предлагается ввести законопроектом. Однако, в законопроекте не определен ни сам термин, ни правовая природа специального депозита, что может привести к правовой неопределенности режима специального депозита и повлиять на права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме.
В связи с чем, представляется необходимым определить предмет договора специального депозита, его существенные условия и порядок заключения.
3. Учитывая, что собственники помещений в многоквартирном доме осуществляют формирование фонда капитального ремонта на одном специальном счете, на котором аккумулируются соответствующие средства собственников помещений только в одном многоквартирном доме (часть 4 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации), целесообразно установить положение, согласно которому размещение временно свободных средств фондов капитальных ремонтов, формируемых на специальных счетах, на едином специальном депозите допускается при наличии согласия собственников помещений в указанных многоквартирных домах.
При этом представляется необходимым предоставить право размещения средств фондов капитальных ремонтов на едином депозите всем владельцам специальных счетов. Это связано с тем, что товарищества собственников жилья и жилищные кооперативы могут быть созданы в нескольких многоквартирных домах и в каждом из таких домов являться владельцем специального счета, а управляющая организация являться владельцем специальных счетов в управляемых ею многоквартирных домах. Предоставляя право только региональному оператору, являющемуся владельцем специальных счетов, размещать средства нескольких фондов капитальных ремонтов на едином специальном депозите, законопроектом ставятся в неравное положение другие указанные владельцы специальных счетов.
4. Также представляется целесообразным закрепить в законопроекте положение, согласно которому в случае признания владельца специального счета банкротом, денежные средства, находящиеся на специальном депозите и едином специальном депозите, а также проценты по ним не подлежат включению в конкурсную массу. Аналогичное положение закреплено в отношении специального счета, позволяющее обеспечить максимальную защиту денежных средств собственников помещений в многоквартирном доме от денежных и имущественных обязательств владельца специального счета.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 904736-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.