Досье на проект федерального закона
По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения, превышение допустимого уровня потребления алкогольной продукции (из расчета 8 литров абсолютного алкоголя (безводного спирта) в год на душу населения) является крайне опасным для здоровья нации и потребление сверх данного предела каждого литра отнимает 11 месяцев жизни у мужчин и 4 месяца у женщин. Согласно мировой статистике потребление алкогольной продукции является причиной смерти почти 2 миллионов человек и возникновения 4 процентов болезней во всем мире ежегодно.
При этом, по данным экспертов, в России злоупотребление алкоголем приводит к преждевременной смерти около полумиллиона человек (1/4 от общемирового показателя) ежегодно, будучи причиной смертности около 30% мужчин и 15% - женщин.
На основе данные последних лет Роспотребнадзор констатирует, что алкоголизм в юношеском возрасте формируется вследствие приема пива либо слабоалкогольных напитков. Ежедневно или через день пьют алкогольные напитки, включая пиво, 33% юношей и 20% девушек.
Чрезмерное употребление алкоголя представляет собой общенациональную угрозу на уровне личности, семьи, общества, государства.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, стабилизация численности населения и коренное улучшение демографической ситуации являются стратегическими целями обеспечения национальной безопасности, а алкоголизм назван одной из главных угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения.
Одной из мер по реализации Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция), одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 2128-р, является разработка и осуществление мер по противодействию реализации нелегально произведенной алкогольной продукции, по усилению государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции.
В 1914 - 1917 годах в России по сравнению с Европой был самый низкий уровень потребления алкогольной продукции - 0,83 литра абсолютного алкоголя (безводного спирта) в расчете на душу населения. К началу 1990-х годов потребление учтенной алкогольной продукции на душу населения составило 5,4 литра абсолютного алкоголя (безводного спирта) в год, а к 2008 году оно возросло до 10 литров, то есть в 1,8 раза.
С учетом не разрешенных к потреблению спиртосодержащей продукции и крепких спиртных напитков домашней выработки фактическое потребление алкогольной продукции на душу населения согласно Концепции в настоящее время составляет около 18 литров в год.
Вместе с тем, в дореволюционной России монополия государства на спирт и спирто-водочную продукцию давала 30-35 рублей из ста, в советское время - 20-25 рублей, сейчас - только 80 копеек из ста рублей.
Таким образом, наряду с проблемой алкоголизацйи населения, актуализируется вопрос экономической эффективности принимаемых сегодня мер в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Помимо тяжелых социальных последствий и очевидной упущенной экономической выгоды Россия несет такие экономические потери как утрата трудоспособности, снижение производительности труда, затраты на лечение заболеваний, связанных с потреблением алкогольной продукции, социальные выплаты государства инвалидам, сиротам, ущерб от пожаров, дорожно-транспортных происшествий, расходы государства на содержание заключенных, на борьбу с преступностью и беспризорностью.
В этой связи, в целях реализации положений Концепции, с учетом положительного исторического опыта, данным законопроектом предлагается реализовать заложенную Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" законодательную предпосылку для введения на территории Российской Федерации государственной монополии на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно статье 4 указанного федерального закона такая монополия может вводиться федеральным законом.
Законопроектом предлагается ввести государственную монополию на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с 1 января 2017 года.
С учетом признания установленного Конституцией Российской Федерации многообразия форм собственности предлагается закрепить, что деятельность по производству и (или) обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет 100 процентов на конец предыдущего отчетного финансового года (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год), а также организациями, учрежденными Российской Федерацией.
Перечень указанных организаций, а также порядок их деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Принятие предлагаемых законопроектом мер обеспечат реализацию предусмотренных Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года стратегических задач, послужат дополнительным источником доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в условиях снижения поступлений от реализации углеводородного сырья.
Принятие законопроекта не повлечет изменение финансовых обязательств государства и появление дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О государственной монополии на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
Принятие проекта федерального закона "О государственной монополии на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О государственной монополии на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
Принятие федерального закона "О государственной монополии на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.