Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1148761-6 "О внесении изменений в Главу 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления оснований освобождения от ответственности водителей транспортных средств за нарушение Правил дорожного движения"
Досье на проект федерального закона
Правилами дорожного движения Российской Федерации предусмотрено, что в случае если значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками. В случаях, когда линии временной разметки и линии постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться линиями временной разметки.
В случаях если значения временных дорожных знаков и стационарных дорожных знаков противоречат друг другу, водители должны руководствоваться временными знаками.
Однако Правила дорожного движения не устанавливают приоритеты действия разметки, когда значение горизонтальной разметки противоречит другому значению горизонтальной разметки, предназначенной для регулирования дорожного движения в одном и том же месте. Правилами дорожного движения не установлены также приоритеты действия временных дорожных знаков, в случае если они противоречат друг другу, а также приоритеты действия постоянных дорожных знаков, установленных в одном и том же месте, в случае если они противоречат друг другу.
Такие пробелы в нормативном регулировании приводят к тому, что должностные лица, действуя по своему усмотрению, необоснованно привлекают к административной ответственности водителей транспортных средств. Широкое распространение получила практика принудительной эвакуации транспортных средств, когда такие противоречия очевидны или же дорожные знаки установлены, а горизонтальная дорожная разметка нанесена в нарушение установленных требований. Невнимательное, а иногда и намеренно обусловленное отношение лиц, ответственных за установку знаков и нанесение горизонтальной разметки, к выполнению требований организации дорожного движения приводит к тому, что водители необоснованно привлекаются к административной ответственности. Многочисленны факты, когда блокируется использование водителями парковок и стоянок, преднамеренно создаются условия для нарушения и невыполнения требований Правил дорожного движения.
Сайты ассоциаций автовладельцев, многочисленная информация в сети Интернет свидетельствуют о том, что, например, типичными стали эвакуация автомобиля с места парковки, предназначенного, в том числе и для стоянки автомобиля, принадлежащего инвалиду, поскольку наряду со всеми "парковочными" знаками у парковки установлены постоянный дорожный знак "Остановка запрещена".
Отсутствие разметки парковки для инвалидов при наличии знака 6.4 "Парковка" и таблички 8.17 "Инвалиды" в Москве, как свидетельствует, например, из обращения генерального директора ООО "Ходынский парк" В.Ф. Липского в Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, являлось для сотрудников, участвующих в эвакуации автомобилей, свидетельством того, что указанные знаки не действуют. Последнее означает, что стоянка не введена в эксплуатацию. Данный случай нарушения правил организации дорожного движения устранен при вмешательстве Председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций Я.Е. Нилова (исх. N 3.21-22/522 от 26.05.16 г.). Однако число граждан, пострадавших от такого нарушения требований организации дорожного движения, исчисляется, во всяком случае, не единицами.
Настоящий проект федерального закона направлен на то, чтобы формальные нарушения водителями Правил дорожного движения, обусловленные намеренно или ненамеренно созданной ситуацией неопределенности приоритетов действия дорожной разметки и дорожных знаков, не являлись основаниями привлечения их к административной ответственности.
Принятие законопроекта создаст правовые условия для освобождения от ответственности водителей, формально нарушивших Правила дорожного движения. Отсутствие вины водителей в таких нарушениях очевидно, поскольку нарушения являлись следствием неопределенности требований организации дорожного движения и соблюдение или не соблюдение их не зависело от усмотрения водителя.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Главу 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления оснований освобождения от ответственности водителей транспортных средств за нарушение Правил дорожного движения"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Главу 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления оснований освобождения от ответственности водителей транспортных средств за нарушение Правил дорожного движения" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Главу 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления оснований освобождения от ответственности водителей транспортных средств за нарушение Правил дорожного движения"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Главу 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления оснований освобождения от ответственности водителей транспортных средств за нарушение Правил дорожного движения" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия иных актов федерального законодательства, а также внесения в них изменений или дополнений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.