Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1152516-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
В 2011 году были установлены повышенные размеры административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения, совершенные в городах федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, о чем, внесены соответствующие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП). Так, за несоблюдение требований, запрещающих остановку или стоянку транспортных средств, за движение транспортного средства или его остановку на полосе для маршрутных транспортных средств, а также за нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах, введен штраф превышающий в разы штраф за аналогичное правонарушение в других субъектах Российской Федерации. Например, за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств - в шесть раз, за иные различные нарушения остановки и стоянки транспортных средств - в полтора, два или три раза. Таким образом, граждане, проживающие в районах, вошедших в состав "новой Москвы" теперь оплачивают административные штрафы в повышенном размере, хотя изменился только статус территории.
Также складывается абсурдная ситуация в Москве и Санкт-Петербурге - штраф за нарушение правил стоянки транспортных средств на тротуаре выше, чем штраф за движение по нему. При этом, движение транспортного средства по тротуару представляет большую общественную опасность.
Считаем, что установление повышенных штрафов в отдельных субъектах Российской Федерации не основывается на нормах Конституции Российской Федерации, которая гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, равенство всех перед законом и судом, государственную целостность и равноправие субъектов Российской Федерации.
Тем не менее, Конституционный Суд Российской Федерации признал данные нормы непротиворечащими Конституции Российской Федерации (Постановление от 22 апреля 2014 года N 13-П "По делу о проверке конституционности частей 5 и 7 статьи 12.16, части 1.2 статьи 12.17, частей 5 и 6 статьи 12.19 и части 2 статьи 12.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы").
Безусловно, уважая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, считаем, что требования Правил дорожного движения обязаны соблюдать все лица, находящиеся на территории Российской Федерации, без исключения. Следовательно, меры административной ответственности должны быть для всех одинаковы и применяться равным образом ко всем лицам, совершившим соответствующие административные правонарушения, независимо от их местожительства.
Предлагаем исключить из КоАП нормы, содержащие повышенные размеры административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения, совершенные в городах федерального значения Москве или Санкт-Петербурге.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.