Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 930602-6 "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Частью 3 статьи 2 проекта устанавливается, что по истечении пяти лет со дня предоставления земельного участка в безвозмездное пользование гражданин имеет право по своему выбору получить земельный участок в аренду или в собственность если в течение указанного периода участок использовался в соответствии с установленными "настоящим Федеральным законом условиями", однако, специальных условий использования земельных участков, предоставленных в безвозмездное пользование, проект закона не содержит.
Законопроектом (пункт 3 части 1 статьи 2 проекта) предлагается снять ограничение на оборот земельных участков из состава земель лесного фонда, за исключением земель, на которых расположены защитные леса. В связи этим обращаем внимание на содержание статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации и статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которыми земли лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности. Внесение изменений в указанные статьи проектом не предусмотрено.
В соответствии со статьей 3 проекта земельный участок может быть предоставлен для осуществления любой не запрещенной законом деятельности независимо от его принадлежности к той или иной категории земель. Полагаем, что положения данной статьи противоречат главному принципу земельного законодательства - принципу деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. (см. подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации). Не ясным является соотношение таких понятий, используемых в статье, как вид разрешенного использования и вид хозяйственной деятельности.
Необходимо также учитывать, что ведение определенной деятельности на земельном участке может быть ограничено требованиями охраны окружающей среды, например, требованиями по защите и охране лесов или требованиями к использованию особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с частью 2 статьи 4 проекта в случае, если испрашиваемый земельный участок не образован, к заявлению о предоставлении земельного участка прилагается схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, созданная при помощи информационной системы, предусмотренной проектом. Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 6 проекта такая схема должна использоваться вместо межевого плана для внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости. В то же время из проекта не ясно, должна ли указанная схема соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. В связи с этим обращаем внимание на то, что в соответствии с пунктом 9 статьи 11.10 кодекса , в случае, если предусматривается подготовка схемы расположения земельного участка в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе. При этом такая схема может не содержать сведений о координатах характерных точек границ земельного участка, что указывает на невозможность ее использования для целей внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости. Кроме того, проектируемый подход не соответствует части 4 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", в соответствии с которой подготовка документов, на основании которых в государственный кадастр недвижимости могут быть внесены сведения о недвижимом имуществе, осуществляется только кадастровым инженером.
Частью 3 статьи 6 проекта устанавливается, что, если вид разрешенного использования земельного участка , выбранный заявителем, не соответствует принадлежности земельного участка к определенной категории, то сведения о категории земель исключаются из государственного кадастра недвижимости. В связи с этим обращаем внимание на то, что исходя из принципа деления земель на категории осуществляется не только определение правового режима земельного участка, но и определение его кадастровой стоимости (см. статью 24.12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"), которая в свою очередь является базой для расчета земельного налога (см. статью 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 8 проекта договор безвозмездного пользования земельным участком прекращается принудительно в случае предоставления гражданином земельного участка во владение и (или) пользование иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам или юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых имеется доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства. Обращаем внимание на то, что вопросы использования земельного участка, предоставленного в безвозмездное пользование урегулированы положениями Земельного и Гражданского кодексов Российской Федерации. Вместе с тем положениями кодексов не предусматривается возможность передачи третьим лицам земельных участков, предоставленных гражданам на праве безвозмездного пользования, в том числе земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Кроме того, в связи с тем, что в пункте 2 части 1 статьи 8 проекта говорится о дополнительных основаниях для прекращения договора безвозмездного пользования земельным участком, полномочиями по установлению которых предлагается наделить Правительство Российской Федерации, полагаем необходимым определить в проекте критерии для установления таких оснований.
Законопроект нуждается в лингвостилистической и юридико-технической доработке. Замечания лингвостилистического и юридико-технического характера будут переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.