Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 942065-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ), Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - АПК РФ), Федеральный закон от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) вносятся изменения в связи с вступлением в силу с 1 января 2016 года Федерального закона от 03.11.2015 г. N 297-ФЗ "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 297-ФЗ).
В части 3 проектируемой статьи 417.1 ГПК РФ определен срок рассмотрения и разрешения судом гражданских дел с участием иностранного государства - девять месяцев со дня поступления заявления в суд. Данный срок необходимо согласовать с требованиями части 4 проектируемой статьи 417.6 ГПК РФ, в соответствии с которой судебные извещения о назначении предварительного судебного заседания или о назначении дела к разбирательству в судебном заседании направляются иностранному государству в порядке, установленном настоящей статьей, не позднее чем за 6 месяцев до дня судебного заседания. Кроме того, не ясно, о каком заявлении идет речь. Также требует уточнения возможность продления срока, указанного в части 3 проектируемой статьи 417.1 ГПК РФ.
Положения проектируемой статьи 417.5 ГПК РФ "Особенности применения мер по обеспечению иска", предусматривающие исключение применения судом мер по обеспечению иска в отношении иностранного государства и его имущества, имеющих соответствующий иммунитет, необходимо согласовать с положением статьи 139 ГПК РФ, в соответствии с которыми по заявлению лиц, участвующих в деле, судья или суд может принять меры по обеспечению иска во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда, и статьи 141 ГПК РФ, определяющей, что заявление об обеспечении иска рассматривается в день его поступления в суд без извещения ответчика, других лиц, участвующих в деле, так как в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 297-ФЗ иностранное государство пользуется иммунитетом в отношении мер по обеспечению иска, за исключением случаев, если иностранное государство явно выразило согласие на принятие соответствующих мер одним из способов, предусмотренных частью 1 статьи 5 Федерального закона N 297-ФЗ; зарезервировало или иным образом обозначило имущество на случай удовлетворения требования, являющегося предметом спора, в связи с чем суду потребуется время для получения данной информации. Аналогичную проектируемую статью 256.5 АПК РФ следует согласовать с частью 2 статьи 90 АПК РФ, в соответствии с которой обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, и частью 1.1. статьи 93 АПК РФ, устанавливающей, что рассмотрение заявления об обеспечении иска арбитражным судом, в производстве которого находится дело, осуществляется судьей единолично не позднее следующего дня после поступления заявления в суд без извещения сторон.
Положения проектируемой статьи 417.10 ГПК РФ, предусматривающие вынесение судом заочного решения необходимо согласовать с положениями статьи 5 Федерального закона N 297-ФЗ "Согласие иностранного государства на осуществление юрисдикции судом Российской Федерации", в соответствии с которой в качестве согласия иностранного государства на осуществление судом Российской Федерации юрисдикции в отношении конкретного спора не рассматривается неучастие иностранного государства в судебном процессе в суде Российской Федерации. Это замечание также относится к проектируемой статье 256.10 АПК РФ.
Положения части 3 проектируемой статьи 417.7 ГПК РФ в части обязанности суда отразить в судебном акте, принимаемом по результатам рассмотрения дела, вывод о наличии или отсутствии у иностранного государства иммунитета в отношении исполнения судебного решения, требуют дополнительного обсуждения, поскольку в соответствие с частью 1 статьи 15 Федерального закона N 297-ФЗ иностранное государство должно явно выразить согласие на принятие соответствующих мер одним из способов, предусмотренных частью 1 статьи 5 Федерального закона N 297-ФЗ, но на момент вынесения решения суда иностранное государство может и не знать его содержание. Данное замечание также относится к проектируемой статье 256.7 АПК РФ.
Проектируемый подпункт "г" пункта 5 части 1 статьи 13 Федерального закона N 229-ФЗ необходимо согласовать с положениями пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 297-ФЗ, определяющими что под "иностранным государством", в том числе имеющим иммунитет в отношении исполнения решения суда, могут иметься в виду и представители данного иностранного государства, действующие в этом качестве.
Поскольку статья 36 Федерального закона N 229-ФЗ дополняется частью 6.1, предусматривающей исполнение требований, содержащихся в исполнительном листе, выданном в отношении иностранного государства, в сроки, отличные от установленных в части 1 статьи 36, необходимо внести изменения и в часть 1 статьи 36 Федерального закона N 229-ФЗ. Кроме того, частью 3 проектируемой статьи 103.5 Федерального закона N 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительное производство в отношении иностранного государства и (или) его имущества оканчивается в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, или возвращения исполнительного документа по требованию суда, выдавшего данный исполнительный документ, однако не ясно, как будет окончено исполнительное производство при отсутствии имущества.
В наименовании законопроекта слова "введением в действие" необходимо заменить словом "принятием". Иные юридико-технические замечания переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.