Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 943639-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" (в части совершенствования деятельности Фонда РЖС),
внесенному депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, А.Ю. Русских, Е.А. Гришиным, А.М. Меткиным
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 943639-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" (в части совершенствования деятельности Фонда РЖС), внесенный депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, А.Ю. Русских, Е.А. Гришиным, А.М. Меткиным (далее - законопроект), и сообщает следующее.
1. Законопроектом предлагается привести нормы Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - N 161-ФЗ) в соответствие с положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 225-ФЗ).
Так, законопроектом предлагается упразднить органы правления Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд), включая попечительский совет, правление Фонда, ревизионную комиссию, за исключением Генерального директора Фонда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 225-ФЗ организациями единого института развития в жилищной сфере являются некоммерческие организации, которые созданы единым институтом развития в жилищной сфере либо в отношении которых единый институт развития в жилищной сфере осуществляет функции по управлению ими в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в том числе созданный в соответствии Законом N 161-ФЗ Фонд.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона 225-ФЗ управление Фондом осуществляется единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Законом N 225-ФЗ, Законом N 161-ФЗ и уставом единого института развития в жилищной сфере.
При этом в соответствии с пунктом 4 указанной нормы решения по вопросам, отнесенным к компетенции попечительского совета Фонда, правления Фонда, принимаются органами управления единого института развития в жилищной сфере в соответствии с уставом единого института развития в жилищной сфере.
Решение о назначении на должность генерального директора Фонда и решение об освобождении от указанной должности принимаются единоличным исполнительным органом единого института развития в жилищной сфере (пункт 4 статьи 3 Закона N 225-ФЗ).
В связи с изложенным, принятие изменений предусмотренных законопроектом приведет к синхронизации действующего законодательства.
2. Законопроектом предлагается расширить перечень оснований безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации земельных участков Фонда - для создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов, иного развития территории, а также в иных целях, предусмотренных законом, в том числе для формирования благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества.
3. Законопроектом предлагается также сократить срок рассмотрения органами государственной власти субъектов Российской Федерации обращений органов местного самоуправления, юридических лиц о включении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в том числе с расположенными на таких земельных участках объектами недвижимого имущества, другим имуществом, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в перечни земельных участков. Кроме того в два раза (с месячного срока до 14 дней) сокращен срок предоставления федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями, предусмотренными частью 5 статьи 11 Закона N 161-ФЗ, документов, содержащих сведения о находящихся в федеральной собственности земельных участках, иных объектах недвижимого имущества, другом имуществе (копии правоустанавливающих документов на земельные участки, иные объекты недвижимого имущества и расположенное на земельных участках другое имущество; кадастровые паспорта земельных участков, иных объектов недвижимого имущества (при их наличии); иные документы и сведения (в том числе полученные в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия), подтверждающие нахождение земельных участков, иных объектов недвижимого имущества и расположенного на земельных участках другого имущества или их отнесение к федеральной собственности либо земельных участков к землям, государственная собственность на которые не разграничена).
При этом в Пояснительной записке отсутствует информация о возможности реализации предоставления указанных документов в предлагаемые сокращенные сроки.
4. Законопроектом предусматриваются установить также особенности отказа от договоров (исполнения договоров) аренды земельных участков Фонда. В связи с этим предлагается дополнить частями 21, 22 и 23 статью 16.1 Закона N 161-ФЗ.
Так, законопроектом устанавливается, что Фонд вправе отказаться от договора (исполнения договора) аренды земельного участка Фонда, в том числе от договора (исполнения договора) аренды, заключенного на срок более чем пять лет, в случае невнесения арендатором арендной платы более трех раз подряд по истечении установленного указанным договором аренды срока ее внесения (подпункт "г" пункта 15 статьи 1 законопроекта).
Кроме того, предусмотрена возможность принятия единым институтом развития в жилищной сфере решения об одностороннем отказе от договоров аренды земельных участков Фонда, в случае существенного нарушения арендаторами условий таких договоров, в том числе невнесения арендаторами арендной платы более трех раз подряд по истечении установленного указанными договорами сроков.
В соответствии с предлагаемой частью 23 статьи 16.1 Закона N 161-ФЗ договор аренды земельного участка считается расторгнутым с момента получения арендатором уведомления Фонда об одностороннем отказе от договора (исполнения договора), направленного генеральным директором Фонда в соответствии с пунктом 5.1 части 4 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Общие положения расторжения договора аренды в одностороннем порядке, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации, предусмотрены в случаях, когда арендатор:
1) пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями;
2) существенно ухудшает имущество;
3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату;
4) не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора (статья 619 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.
Указанные положения, по мнению Комитета, направлены на усовершенствование положений Закона N 161-ФЗ, приведения его в соответствие с действующим законодательством.
5. Законопроектом исключается возможность передачи земельных участков Фонда жилищно-строительным кооперативам, вместе с тем устанавливается новая функция Фонда - передавать органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, для их последующей передачи в безвозмездное пользование жилищно-строительным кооперативам. .
В связи с этим вводится правило, что в случае если кооператив создается из числа федеральных государственных служащих и (или) работников федеральных организаций к ходатайству должно прилагаться письменное согласие органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на передачу ему соответствующих полномочий.
Предусмотрены законопроектом и переходные положения для случаев, когда на момент вступления в силу предусмотренных законопроектом изменений решение о передаче земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в безвозмездное пользование кооперативу уже принято межведомственным коллегиальным органом.
Согласно пояснительной записке, указанные изменения связаны с упрощением и оперативностью рассмотрения вопросов по созданию и деятельностью кооперативов на региональном уровне.
Однако, в Пояснительной записке к законопроекту отсутствует информация о возможностях органов государственной власти субъектов Российской Федерации принять исполнение указанных переданных полномочий.
К законопроекту имеются отдельные замечания юридико-технического характера.
Учитывая вышеизложенное Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству поддерживает проект федерального закона N 943639-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" (в части совершенствования деятельности Фонда РЖС), внесенный депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, А.Ю. Русских, Е.А. Гришиным, А.М. Меткиным, и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.